Выдающийся башкирский ученый, доктор исторических наук, профессор Билал Хамитович Юлдашбаев родился 2 марта 1928 года в башкирском ауле Юрматы бывшего Стерлитамакского кантона Башкирской АССР (ныне – Ишимбайского района) в семье учителя сельской школы Хамита Абдулловича – бывшего муллы. Сегодня этого аула нет, его поглотил возникший недалеко от него в начале 30-х годов ХХ века город башкирских нефтяников Ишимбай.
Билал Хамитович в 1941 году закончил с отличием Кинзекеевскую неполную среднюю школу и перешел учиться в Макаровскую среднюю школу, которую также окончил с отличием и поступил в Башкирский государственный педагогический институт им. К.А.Тимирязева (ныне – Башкирский государственный университет).
Педагогический институт он завершил в 19 лет в 1947 году и был направлен преподавателем в Стерлитамакский педагогический институт, где через некоторое время его утвердили заведующим кафедрой. Проработал он в Стерлитамаке с 1947 по 1955 годы. В 1953 году Б.Х. Юлдашбаев успешно завершает аспирантуру МГУ им. М. Ломоносова и после защиты диссертации получает ученую степень кандидата исторических наук.
В 1955 году он переезжает в г. Уфу и поступает на работу в Институт истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР, где вскоре становится заведующим сектором истории. В этом научном учреждении Б.Х. Юлдашбаев назначается научным руководителем группы историков, ведущих исследовательскую работу по истории Башкирии периода социализма. С января 1956 года успешно руководит темой «Советская Башкирия за 40 лет» и завершает работу над выпуском сборника статей, посвященных 40-летию революции 1917 года.
За время работы в Институте истории, языка и литературы под его руководством и редакцией были выпущены несколько фундаментальных сборников, посвященных башкирскому национальному движению в послереволюционные годы. В частности, в 1959 году под редакцией заведующего сектором истории Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР Б.Х. Юлдашбаева был издан сборник документов и материалов «Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики». В этой объемистой книге, состоящей из более чем 900 страниц, были впервые опубликованы огромное количество документов, из которых читатель смог получить сведения о находящихся до этого под запретными страницами истории башкирского национального движения в годы революции лидерах этого движения (А.-З. Валиди, М. Муртазин и многие другие), отнесенных идеологами к кровным врагам советской власти. Книга сразу же вызвала интерес как у научных работников, так и у широкой общественности, привлекла внимание партийных органов, которым не понравилась смелость в подаче материалов, освещающих самые запретные страницы истории башкирского национального движения и его лидеров. В сборнике впервые нашли документальное отражение многие факты. Среди них особое внимание привлекают протоколы заседаний правительства Башкирской автономии (Башкирского областного шуро, Временного революционного совета Башкортостана, затем Башкирского военно-революционного комитета), большинство из которых подписаны А.-З. Валиди.
Б.Х. Юлдашбаев отличался научной добросовестностью, принципиальностью и объективным подходом к освещению исторических фактов; это отразилось и в подходе к оценкам башкирского национального движения, которое партийными органами и советской властью оценивалось как мелкобуржуазно-националистическое и реакционное. Поэтому выпуск в 1959 году под его редакцией сборника материалов «Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики» партийные органы не могли оставить без внимания. Многим не понравилось свободное мышление молодого башкирского историка и его желание понять и правдиво, объективно осветить историю башкирского народа.
В июне 1963 года на бюро Башкирского обкома КПСС и на пленуме ЦК КПСС за объективное освещение истории башкирского национального движения во главе с А.-З. Валиди и образования БАССР Б.Х. Юлдашбаев был подвергнут критике и освобожден от заведования сектором истории БФ АН СССР.
По этому поводу дочь историка, сама известный ученый, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник культуры РБ А.Б. Юнусова в одном из интервью сказала: «За смелость, которую позволил себе молодой ученый, за слишком объективное, дерзкое по своей самостоятельности и независимости осмысление истории башкирского национального движения 1917 – 1925 годов вскоре последовала расплата. Мой отец был объявлен апологетом буржуазного национализма, осмелившимся воспроизвести имена неугодных Ахмет-Заки Валиди, Шарифа Манатова, Мусы Муртазина, по учебникам которого, кстати, обучались офицеры в Академии Генштаба. В его теории демократического национализма видели лишь слово «национализм», а этого было достаточно, чтобы предать историка анафеме, резкой «партийной» критике, с трибуны Политбюро ЦК КПСС.
В июне 1963 года бюро Башкирского обкома, затем Пленум ЦК КПСС указали на серьезные ошибки в его научных работах. В своем решении от 12 июня 1963 года бюро обкома КПСС отметило, что «т. Юлдашбаев, взявшись за пересмотр истории Башкирии, с целью очистить ее от субъективизма и всего наносного, связанного с культом личности, вместо принципиального и честного исследования с позиций марксизма-ленинизма встал на путь субъективного и тенденциозного освещения отдельных событий из истории Башкирской АССР, выражающегося в смазывании контрреволюционного характера буржуазно-националистического движения 1917 – 1920 годов и в выпячивании роли некоторых деятелей этого движения» .
В принятых партийных документах говорилось, что «под флагом критики культа личности Сталина Б.Х. Юлдашбаевым делаются попытки реабилитировать буржуазно-националистическое движение в Башкирии в период гражданской войны» .
В решении Пленума ЦК КПСС отмечалось, что «эти ошибочные тенденции возглавлялись руководителем сектора истории, который активно сосредотачивал вокруг себя малоопытную молодежь, не имеющую достаточной научной и партийной закалки. Недавно обком партии вновь вмешался в дела института и исправил идеологические и политические ошибки товарищей». Обком, «исправляя» эти ошибки, потребовал от Президиума Башкирского филиала АН СССР «освободить Юлдашбаева от должности заведующего сектором истории Института истории, языка и литературы» . Отец был заклеймен как «буржуазный националист». Впоследствии он напишет: «весь пафос идейно-обличительной кампании, которая развернулась в 1963 году на основе этого решения, был пропитан духом партийно-пропагандистской казенщины и неосталинизма, был направлен на очернительство «первых ласточек» нового мышления в национальном вопросе, в оценке национализма, принципиально родственного с «буржуазными» принципами демократии (политической и экономической свободы), но чуждого «пролетарской» идеологии классового раскола общества и этнонациональной общности людей».
Успев издать сборник «Образование БАССР» в последний год хрущевской «оттепели», Б.Х. Юлдашбаев был вынужден на целые десятилетия отложить публикацию остальных двух тысяч архивных документов, собранных им в архивах страны.
В 1992 году республиканский комитет КПСС отменил постановление бюро Башкирского обкома от 12 июня 1963 года «О неправильном освещении некоторых вопросов истории Башкирской АССР».
Б.Х. Юлдашбаев – единственный башкирский, а может быть, и в масштабе бывшего СССР, историк, труды которого стали объектом рассмотрения на самом высшем уровне того времени – в ЦК КПСС. После освобождения по решению партийных органов с должности заведующего отделом в Институте истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР Б.Х. Юлдашбаев переходит на работу в Башкирский государственный университет, где вскоре стал заведовать кафедрой и проработал в университете до 1986 года.
В 90-е годы XX века, когда в Республике Башкортостан, так же как во всех национальных республиках бывшего СССР, началось движение за государственный суверенитет, многие ждали от Билала Хамитовича, как в свое время безвинно пострадавшего от партийных органов, поддержки башкирского национального движения за суверенитет республики, но он выступил в прессе со статьей, где осветил свое видение проблем национально-государственного устройства республики, которое шло вразрез с тем, что говорили новые идеологи национального движения. Опять же Б.Х. Юлдашбаев оказался непонятым.
Несмотря на все испытания, выпадавшие на его долю из-за его смелого и непокорного характера, он продолжал свою научно-изыскательскую работу по проблеме башкирского национального движения и национально-государственного устройства Республики Башкортостан. В 1996 году ученый взялся за составление четырехтомного сборника документов и материалов, получив поддержку Президента Республики Башкортостан в виде специального постановления об издании трудов по истории Башкортостана. Уже через год ученый опубликовал отдельный сборник документов Учредительного курултая Башкирской автономии, состоявшегося 8 – 20 декабря 1917 года в Оренбурге. В нем впервые были опубликованы официальные документы – фарманы, определяющие цель, задачи, структуру правительства Башкирской автономии.
В 1996 – 2001 годы им были подготовлены к печати четыре тома книги (в семи книгах) «Национально-государственное устройство Башкортостана. 1917 – 1925 гг. Сборник документов и материалов» общим объемом более 300 печатных листов. Только первый том рукописи включал 1200 страниц. В предисловии к нему он пишет: «Необходимость документальной разработки темы в археографическом плане обусловлена возросшим ныне интересом национальной и, в целом, региональной общественности, политиков и ученых к вопросу: откуда берет начало она – Республика Башкортостан. Какова была национальная ситуация на Южном Урале, когда развернулось башкирское движение за национально-суверенные права автономии, какой путь прошло это движение и как вообще создавалась автономная республика, расширялась ее территория, какие складывались политические отношения поборников национальной автономии с общероссийским государственным центром, соотношение автономизации и федерализма Башкортостана и России как части и целого... Все это принципиально перекликается и созвучно по духу с тем, как сегодня решается национальный вопрос применительно к башкирам и проблема правового устройства Башкортостана как многонациональной республики в составе федеративной России». Первый том книги увидел свет в 2002 году, через год после кончины ученого.
Б.Х. Юлдашбаев умер 13 апреля 2001 года, похоронен в г. Уфе. 22 мая того же года его дочь, профессор А.Б. Юнусова, создала фонд профессора-историка Билала Юлдашбаева, который объявил об учреждении ежегодной денежной премии его имени и проведении в 2001 году открытого конкурса на лучшую студенческую работу по Отечественной истории XX века.
Труды выдающегося башкирского ученого Б.Х. Юлдашбаева будут востребованы не только историками, изучающими прошлое башкирского народа, но они всегда будут нужны также и тем политикам, государственным деятелям, которые хотят видеть многонациональную страну в будущем политически устойчивым, крепким государственным образованием.
З.Г. АМИНЕВ,
старший научный сотрудник Института стратегических исследований РБ,
кандидат философских наук