Бөтә яңылыҡтар
Начальная школа
22 Февраль 2019, 13:45

Организационные и методические особенности преподавания комплексного учебного курса «ОРКСЭ»

Несомненно, задумываясь о вечных ценностях, воспитании будущего поколения, необходимо обращаться к прошлому, к жизненному опыту всех времен и поколений – народной философии, мудрости традиционного ми­ровоззрения. Народ, не знающий своей культуры и истории предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая всем истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому важно помнить о необходимости осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, возрождения национального ха­­рактера, механизмов передачи его грядущим поколениям.
Изучение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в соответствии с требованиями стандарта направлено на обеспечение духовно-нравственного развития, со­циал­и­­зации и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Поэтому и содержание учебных модулей по основам религиозных культур и светской этики имеет воспитательный характер.
Можно выделить ряд основных личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для того, чтобы показать возможность их достижения в рамках комплексного курса ОРКСЭ:
– знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
– развитие готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
– формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
– первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
– формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
– осознание ценности человеческой жизни.
Среди личностных и метапредметных результатов обучения можно выделить следующие:
– формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
– формирование ценностей;
– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
– овладение навыками смыслового чтения текстов;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации информации.
Курс не является религиозным, а носит культурологический и воспитательный характер. Главная задача преподавания основ религиозных культур – показать их неоценимый вклад в сокровищницу мировой и отечественной культуры, раскрыть их гуманистический смысл, влияние на поведенческие модели, менталитет, способ мышления, общения, деятельности, образ жизни их пос­ледователей, а также светских людей, чья культура глубинными корнями уходит в религиозную традицию. Изучение основ религиозных культур помогает современному человеку решать проблемы самоидентификации, способствует осмыслению своего места в цепи поколений, поддерживает живую связь времён. Оно ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями и этическими нормами, культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями религиозных конфессий.
Главная задача преподавания светской этики – раскрыть её гуманистическую природу, ориентированность на веру в человека, его способность к саморазвитию, раскрытию своих талантов и способностей, его стремление к счастью. Светская этика обладает высоким коммуникативным потенциалом, имеет огромное значение в процессе становления человечества как единого целого, в распространении достижений мировой цивилизации. Она упрочивает общенациональное единство, скрепляет полиэтничный и поликонфессиональный социум страны, так как опирается на базовые национальные гражданские ценности. Вместе с тем светская этика способствует преодолению противоречий между народами, государствами, представителями различных слоёв современного информационного общества на основе принципов права, взаимного согласия, взаимовыгодного сотрудничества, действенных конвенциальных норм и ценностей. Трудно переоценить её роль в решении глобальных проблем человечества, в организации конструктивного взаимодействия в решении общих для всех проблем, в которых разъединяющие факторы отступают на второй план.
Преподавание основ религиозных культур не включает специальных богословских вопросов, не акцентирует внимание школьников на мировоззренческих и религиозных различиях и разногласиях, не содержит критических оце­нок других религий и мировоззрений, в том числе и критики научного мировоззрения. Курс подчёркивает разнообразие и множественность существующих мировоззренческих взглядов и представлений, которые являются отражением мировоззренческого и культурного многообразия, утверждающегося в российском обществе. Поэтому религиозная картина мира в данном курсе не вступает в противоречие с научной, усваиваемой школьниками на предметах естественнонаучного цикла. В религиозных модулях курса ОРКСЭ акцент делается на смысложизненных, морально-нравственных и этических аспектах религиозных культур, а в курсах естествознания – на рациональных, объективных знаниях, полученных путём научного исследования. Важно, чтобы учитель по любому из модулей ОРКСЭ понимал цели изучения основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе, содержание курса, подходы к преподаванию религиозных культур, не нарушая при этом принципов научности, мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.
Несомненно, данный учебный курс позволяет решать конкретные задачи духовно-нравственного воспитания личности, также выстраивать межпредметные связи между дисциплинами гуманитарного цикла. Знания, приобретенные обучающимися в рамках курса ОРКСЭ, могут стать прочной образовательной платформой на следующем этапе обучения.
В рамках этого учебного предмета затрагивается личностная сфера человека, ставятся вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», поднимаются проблемы мировоззренческого и нравственного выбора, и этим определяются повышенные требования к личностным качествам самого учителя. Компетентность учителя в рамках курса ОРКСЭ требует определенных знаний (о религиях мира и народов России, их традициях и ценностях и др.), что предполагает соответствующую гуманитарную подготовку кадров. Помимо этого, учитель, реализующий курс ОРКСЭ, должен знать концептуальное обоснование программы, специфику содержательных компонентов программы, основные методические принципы и подходы к преподаванию школьного предмета.
Так, например, в основу построения уроков в рамках курса «Основы ре­лигиозных культур и светской этики» закладывается ряд мето­дических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
– диалогическое взаимодействие, которое подразу­мевает демократическое, субъект-субъектное построение учебного процесса, взаимодополнение фактов, точек зре­ния, результатов индивидуальной деятельности, создание личностно значимой учебной ситуации. Личностно значимая учебная ситуация возникает в случае предоставления учени­ку права выбора содержания и форм своей учебной деятель­ности, т.е. возможности выстраивать собственную комму­никацию с изучаемым материалом, формировать и форму­лировать самостоятельные суждения и аргументированные мнения, добывать информацию и интерпретировать факты, применять собственные способы умственной деятельности, оценивать результаты своего интеллектуального труда, реф­лексировать;
– приоритет личностного развития учащихся, их интеллек­туальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
– актуальность (изучаемое актуально для нравственной, интеллектуальной и духовной сферы учеников);
– опора на самостоятельность мышления учащихся, ко­торое, в свою очередь, развивается не стихийно, а являет­ся результатом сознательной интеллектуальной деятельно­сти по освоению содержания предмета и адекватных спосо­бов деятельности;
– вариативность (возможность выбора на уровне про­блемы, вопроса, текста для анализа или интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата). Соблюдение условия вариативности и после­довательность в реализации деятельностного подхода к из­учению гуманитарных дисциплин способствуют развитию компетентностной сферы личности, таких ключевых компе­тенций, как коммуникативная, информационная, ценностно-смысловая, социального взаимодействия и др.;
– деятельностное обучение, которое последователь­но реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности. Деятельностный характер освоения знаний и умений предполагает по­строение субъект-субъектных отношений в ситуации обуче­ния, а также создание коммуникативно активной образова­тельной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
– соблюдение баланса между теоретическим материа­лом и материалом для эмпирического и творческого осво­ения;
– органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Преподавание учебного курса ОРКСЭ реализуется на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего использование широкого спектра современных интерактивных методов работы, исключающее монолог учителя, нацеленных на организацию живого диалога в классе, деятельное участие учащихся в самом учебном процессе. Учителю ОРКСЭ чрезвычайно важно понимать сущность деятельностного подхода в школьном образовании, иметь определенные навыки владения современными образовательными методиками и технологиями обучения, уметь различными педагогическими приемами, способами и средствами поддерживать у учащихся интерес к предмету, организовать проблемный диалог, мотивировать ребят на решение той или иной учебной ситуации, через творческую деятельность на уроках и вне урока решать познавательные и воспитательные задачи учебного предмета. Им нужно обращаться к проблемам нравственности, вести с детьми нелегкий разговор и диалог о сложных этических и моральных категориях, поступках, деяниях человека. Для того, чтобы решать на уроке не только познавательные, но и культурологические задачи, учителю необходимо применить активные и интерактивные способы обучения, интерактивную (диалоговую) методику преподавания ОРКСЭ, полезно эффективно использовать окружающую социокультурную и историческую среду в учебных целях. Например, изучение основ традиционных религиозных культур будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храмов. В ходе такой мини-экскурсии следует заострить внимание учащихся на архитектуре и устройстве храма. При этом нелишне учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, следовательно, любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нем или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной. Некоторые уроки могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников при соблюдении необходимых норм внешкольной учебной работы. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной задачи – воспитанию уважительного и бережного отношения к отечественному религиозному и культурному наследию своей «малой родины». Говоря о методах, подразумеваем такие, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматривается как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждения, дискуссии, диспуты, дилеммы, различные игровые типологии. В этом случае необходимо помнить, что организация учебного пространства является важнейшей сост­авляющей, которая обусловливает эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, возможно, их свободного перемещения в аудитории. При работе с младшими школьниками учет психологического фактора является для данной возрастной группы во многом определяющим. Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.
Не менее важную учебную роль может выполнить использование на уроках выдержек из биографий религиозных деятелей, литературных произведений на религиозные сюжеты, трудов ученых по изучаемым вопросам, статей и книг глав и авторитетных деятелей соответствующих конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкетирование.
На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каж­дое введенное понятие или новый термин должны быть объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала. Манера объяснения школьной лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Качество воспроизведения видео- и аудиоиллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным, поскольку музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, может быть непривычен и малопонятен для большинства школьников.
Очевидно, что на уроках, проведенных на основе системно-деятельностного подхода, возникает независимая незапланированная дискуссия, учащиеся в непринужденной обстановке начинают интересоваться темой урока, развивается и творческий потенциал, появляется возможность обучающимся рассуждать, спорить, отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Задания заставляют задуматься над тем, как правильно поступить в той или иной ситуации, это даёт возможность школьникам сделать впоследствии правильный, самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях. Духовные ценности, нормы, моральные установки, убеждения – всё это является частью нашего мировоззрения, и они отражены в текстах учебно-методического комплекта. Тексты помогают обучающимся определять нравственное и безнравственное поведение, давать правильную оценку поступкам и событиям. Ведь в основу курса положен источниковедческий подход — это путешествие в духовный мир более чем тысячелетней православной культуры России. Совершив такое путешествие, учащиеся российской школы смогут осознанно сделать свой мировоззренческий выбор.
Важно помнить, что личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании, она должна строиться как позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего мировоззрения, уважения и обеспечения мировоззренческого и культурного выбора, образо­вательного заказа семьи в преподавании ОРКСЭ.
К вышеперечисленному добавим, что к ведению уроков ОРКСЭ учителю нужна психологическая и методическая подготовка и помощь, так как предмет сложен как с точки зрения содержания, так и с точки зрения методики и технологии организации учебной деятельности. С одной стороны, для его преподавания необходимо усвоение определенного знаниевого компонента из области религиоведения (история мировых религий, литературы, культурологии, основы вероучения различных конфессий, обрядово-культовая практика в религиях мира, религиозные духовные ценности и др.). С другой стороны, основные учебные модули ОРКСЭ ориентированы прежде всего на воспитание, духовное развитие личности ребенка (знания, умения и навыки — средство, духовное развитие – цель), что на практике вызывает определённые сложности.
(Полный вариант статьи на сайте журнала
uchbash.rbsmi.ru.)

Помимо системно-деятельностного, в качестве основных методических подходов к преподаванию школь­ного курса «Основы религиозных культур и светской этики» определены культурологический и коммуникативный.
В рамках культурологического подхода в процессе изучения курса школьники осознают национальные и религиозные ре­алии, традиции, ценности как формы выражения культуры.
Одним из основных способов организации деятельности младших школьников при освоении курса «Основы религи­озных культур и светской этики» в рамках культурологическо­го подхода является работа с учебным текстом пособия для учащихся. В рассматриваемом контексте понятие «текст» объединяет самые разные знаковые системы – не только словесные, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.
Каждое пособие позволяет учащимся на основе работы с учебными текстами осваивать ценностный смысл реалий определенной культуры, формировать умения присваивать информацию (получать «живое» знание), овладевать методами и при­емами работы с учебной информацией: чтение и его виды, вопросы, план, тезис, конспект, анализ, публичное выступление, создавать собствен­ную информацию: аннотирование, реферирование, написание эссе, отзыв, рецензия, создание мультимедийных презентаций своих текстов.
Опыт работы с пособием складывается на основе базо­вых приемов взаимодействия школьников с учебным тек­стом, овладение которыми формирует культуросозидательные возможности учащихся к самостоятельному познанию. Систематизацию этих приемов целесообразно осущест­влять, исходя из требований деятельностного подхода к об­учению.
В связи с этим закономерно обращение к комплексным заданиям, предусматривающим перевод текстовой деятель­ности в дискурсивную. Так, в процессе выполнения заданий, обучаемые осуществляют цикл познавательных действий: восприятие (через беглость чтения); понимание, осмысле­ние (через ответы на вопросы в парах, группах); интерпре­тацию (через выбор мнения, принятие решения), создание собственного «встречного» текста-дискурса (через участие в диалоге, в обсуждении и т.д.).
При работе с текстом, содержащим важную для развития ребенка информацию духовно-нравственной направленно­сти, центральное место занимает анализ единиц с национально-культурным компонентом значения. В связи с этим особое внимание уделяется отбору тех пластов лексики, которые обеспечивают формирование поликультурной компетенции школьников.
К такой лексике относят слова, обладающие культурным концептом, который является базовой единицей культуры (веротерпимость, толерантность, душа, се­мья и т.д.).
Культурный концепт выявляет специфические характе­ристики национального, религиозного видения мира, наци­онального менталитета и характера. Так, в разных культурах одно и то же слово может отличаться особенностями функ­ционирования в социуме, неоднозначно восприниматься но­сителями языка, принадлежащими к разным культурам. На­пример, этнокультурная специфика отношения к подвигу применительно к английскому, немецкому и русскому язы­кам обнаруживается в признаке способа осуществления этого поступка. Подвиг в глазах англичан и немцев сопряжен с благородством, изяществом, мудростью, умением, дей­ствием напоказ и прославленностью. По-русски подвиг не искусство, а защита родной земли ценой жизни. Спец­ифика отношения к чуду на материале сравниваемых языков заключается в том, что для англичан чудо – это прежде все­го нечто озадачивающее, необъяснимое и вместе с тем нео­жиданно приятное, для немцев – нечто волшебное и притя­гательное, для русских – таинственное, божественное и пре­красное.
Особое место при знакомстве с основами разных куль­тур занимает работа со словами-символами, позволяющи­ми познакомиться со своеобразием символики религиоз­ной культуры и светской этики. При анализе символов зако­номерно осмысление учащимися возможных причин возник­новения слов-символов. К таким словам-символам относят имена: Христос (в православии), Мухаммед (в исламе), Буд­да (в буддизме), названия обрядов: Намаз (в исламе), Шаббат (в иудаизме); божественных книг: Библия (в правосла­вии), Коран (в исламе), Тора (в иудаизме) и т.д.
В дальнейшем усвоение языковых единиц данной группы предполагает следующие этапы: ознакомление с текстами, повествующими о конкретном языковом символе (выявле­ние взаимосвязи символа и культурных ценностей); знаком­ство со словами-символами, после которого осуществляет­ся самостоятельный поиск примеров символики, связанных с конкретными культурными традициями.
Коммуникативный подход в преподавании школьных дисциплин способен обеспечить развитие коммуникативной деятельности школьника, которая рассматривается в трех аспектах: как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности), как сотрудничество (коммуникативные дей­ствия, направленные на согласование усилий по достиже­нию общей цели, организации и осуществлению совмест­ной деятельности) и как условие интериоризации – процес­са преобразования внешней социальной и предметной дея­тельности во внутренние умственные действия и операции (коммуникативно-речевые действия, служащие средством получения, передачи информации и рефлексии).
Учебный предмет «Основы религиозных культур и свет­ской этики» имеет большой потенциал для развития ком­муникативных и речевых действий учащихся, так как в силу его универсального, максимально обобщенного характера предполагает активное взаимодействие учеников, сотруд­ничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т.д.
Одна из приоритетных задач современного образования – развитие коммуникативного потенциала личности. Комму­никативный потенциал – это комплексная характеристика личности, определяющая готовность человека к общению, потребность в коммуникативной деятельности, активность и комфортность в ней. Наиболее важные личностные про­явления коммуникативного потенциала следующие: интен­сивность и широта круга общения, умение говорить и слу­шать, убеждать и уважительно относиться к позиции партне­ра, особенности эмоционального отклика на полученную ин­формацию, самочувствие в процессе коммуникации, уме­ние контролировать и адекватно оценивать себя как объект и субъект коммуникативной деятельности.
Коммуникативная компетентность и коммуникативные универсальные учебные действия ученика в процессе обуче­ния формируются посредством:
– обучения содержанию предмета (знания: фак­ты, правила, понятия; понимание причинно-следственных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказа­тельств; оценка изучаемого материала);
– развития прикладных коммуникативных умений (задавать вопросы и отвечать на них, структурировать учеб­ный материал, планировать учебную деятельность, работать с источниками информации, оформлять и презентовать ре­зультаты деятельности);
– развития социально-коммуникативных умений (слушать, участвовать в беседе, быть инициатором деятель­ности, дискутировать, интегрироваться и кооперироваться в деятельности, аргументировать и обосновывать);
– личностно ориентированного аспекта учебной коммуникации (навыки общения, преодоление трудностей в общении, формирование учебной мотивации, развитие кри­тического мышления, целеполагание).
Основными формами учебной коммуникации на уроке являются монологические (выступление, рассказ, ответ, пе­ресказ, вопрос, сообщение, доклад, аргументация, крити­ка, доказательство, опровержение, выражение собственной точки зрения и т.д.) и диалогические (беседа, дискуссия, де­баты, переговоры, ролевая игра, театрализация, турнир, ин­тервью, защита проекта и др.).
Важнейшим условием успешного формирования и гар­моничного развития коммуникативной компетентности уча­щихся является наличие коммуникативно насыщенной об­разовательной среды, преодоление монологизма традици­онной образовательной системы, в рамках которой многие виды коммуникации носят характер имитационных. Ребенок должен иметь возможность «примерить» на себя как мож­но большее количество коммуникативных ролей, оказаться в разных ситуациях общения, совершенствовать свои уме­ния в разных видах речевой деятельности и формах взаимо­действия.
Если перейти к вопросу системы оценивания планируемых результатов, следует напомнить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Так как курс ОРКСЭ является безотметочным, потому что нацелен на личностный результат, рекомендуется не выставлять в журнал текущие, четвертные, годовые оценки (отметки, зачеты-незачеты и др). Объектом оценивания на уроке становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, его способность понимать значение нравственных норм, правил морали в жизни человека, семьи, общества, его потребность к духовному развитию. Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм и должна решать, как минимум две основные задачи: подведение итогов работы; сравнение (с самим собой и другим).
Подходы к оцениванию могут быть представлены системой вербального поощрения, оценивание по системе «зачет-незачет», похвалой учителя, одобрением одноклассников, интерес семьи к результатам самостоятельной деятельности. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются тестовые задания различных видов, систематизированные упражнения, фронтальные опросы.
Основой оценки образовательных достижений, выявления и развития творческих способностей учащихся, произведения самооценки и самопроверки выступает использование технологии Портфолио творческих работ и достижений обучающегося.
Помочь оценить учителю динамику нравственного развития и воспитания учащихся поможет серия, вышедшая в издательстве «Просвещение»: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, Мониторинг результатов. Книга моих размышлений». IV класс.
В заключение, безусловно, «Если человека учат добру – ... в результате – будет добро» (В.А. Сухомлинский) – это естественная закономерность. Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, используя многообразие форм, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.


С.Ф. ШАРАФУТДИНОВА,
старший преподаватель Института развития образования
Республики Башкортостан


Литература
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2012.
2. «Нормативно-правовое обеспечение внедрения курса на региональном, муниципальном, школьном уровне» [Электронный ресурс] http://www.orkce.ru/node/397.
3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. IV – V классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.
4.Особенности преподавания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»: метод. рекомендации/сост. Замалетдинова З.И. – Казань: ИРО РТ, 2018.
5 .«ОРКСЭ»: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. – М.: АПКиППРО, 2010.
6. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
7. Электронная гуманитарная библиотека – www.gumfak.ru.
8. Государственный музей истории религии – www.gmir.ru.

Читайте нас в