Бөтә яңылыҡтар
Начальная школа
1 Июнь 2020, 17:51

Образовательный процесс в начальной школе в условиях дистанционного обучения

В настоящее время введение различных форм дистанционного обучения....

В настоящее время введение различных форм дистанционного обучения заставляет прилагать больше усилий всем участникам образовательных отношений.
В этот период наиболее актуальной проблемой, помимо качества образования, повышения интереса школьников к учебе, поддержания познавательной активности учеников к изучаемым предметам, является сохранение здоровья и безопасности обучающихся.
Предлагаемые в данной статье методические рекомендации разработаны для оказания помощи учителям начальных классов на переходном этапе осуществления образовательного процесса в условиях дистанционного обучения.
У некоторых учителей при дистанционной работе появились сложности. Это связано, прежде всего, с тем, что учителя начальных классов при подготовке урока в целях повышения качества усвоения учебного материала используют контент нескольких образовательных ресурсов, что увеличивает время подготовки урока, осложняет сам процесс подготовки качественного урока.
В связи с этим, установлено также, что использование разных платформ и систем видеоконференцсвязи, нескольких образовательных ресурсов привело к тому, что значительно возросла нагрузка и на обучающегося, работающего в режиме онлайн-уроков, электронных кейсов. Возможности работать на предложенных платформах бывают ограничены или невозможны по техническим причинам, кроме этого, ученику на дистанционном обучении легко запутаться в заданиях, ресурсах и дедлайнах. В результате, обучающийся вынужден проводить значительную часть учебного дня за компьютером, планшетом или устройством мобильной связи. Это приводит к не­соб­людению продолжительности урока (30 минут), нарушению продолжительности перерывов между уроками, несоблюдению требований СанПиН к продолжительности непрерывного использо­вания компьютера, стиранию четких границ между заданиями, выполняемыми в рамках урока, и домашними заданиями.
Следует напомнить, что согласно санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 22 мая 2019 г.) для учащихся школ:
– рекомендуемая непрерывная длительность работы обучающегося в I – IV классах, связанная с фиксацией взора на экране монитора, не должна превышать 15 минут, далее идет смена вида деятельности (самостоятельная работа в тетради, чтение вывода в учебнике и т.д.);
– в течение дня для обучающихся в I – IV классах оптимально только одно учебное занятие в онлайн-формате и/или с использованием электронных ресурсов, электронных средств обучения.
Кроме этого, учитель теперь не может контролировать учеников, управлять их поведением. Единственное, за что сейчас учитель может зацепиться – интересы учеников, которые по ту сторону экрана, и это самая большая сложность.
Регулярное общение с учителем, одноклассниками играет важную роль, но при дистанционном обучении такое полноценное взаимодействие невозможно, так как онлайн-занятия могут проходить ежедневно, а могут и не проходить вообще.
Поэтому важно регулярно поддерживать связь: например, в виде еженедельных отчетов в разной форме и помогать ученикам, когда им это необходимо. Ведь если не следить за успеваемостью регулярно, могут возникнуть пробелы в освоении материала, которые будет сложно восполнить в дальнейшем.
Все эти вышеперечисленные проблемы и сложности стали основанием изложенных ниже предложений по организации дистанционного обучения, с целью облегчить работу ученика и учителя.
В интернете много ресурсов, которые помогут стать учителю настоящим профессионалом дистанционного образования, понадобится лишь немного практики и терпения. Однако важно правильно подобрать материал и поддерживать связь со своими учениками, постоянно давая понять им, что вы рядом с ними и учение является вашей общей важной задачей.
Несомненно, одно из условий эффективной удаленной работы – это частая смена заданий и много практики, ведь детям сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание.
Поэтому изложение нового материала рекомендуется организовать в доступной емкой форме с использованием современных методов и методических приемов, позволяющих усвоить такой материал в наиболее краткие сроки в дистанционной форме (видеофрагменты, инфографика, интерактивные задания, визуализация).
С целью снижения нагрузки на обучающихся и учителей рекомендуем проведение интегрированных уроков, в том числе онлайн-уроков, при наличии технических возможностей. Одним из важнейших положительных аспектов данного метода считается существенная экономия учебного времени. За один урок удаётся всесторонне, глубоко, интересно, ярко и понятно донести, рассмотреть и усвоить большой блок учебного материала, рассчитанного на несколько занятий по разным предметам.
При сложившейся ситуации экономия времени, снижение нагрузки, возможность минимизировать нахождение ученика за компьютером – выступают в качестве весомого аргумента в пользу проведения интегрированных уроков. Нельзя не отметить и еще один большой плюс интегрированных уроков – экономия времени не отражается негативным образом на качестве получаемых знаний, их объеме и степени усвоения, а, наоборот, позволяет значительно повысить эффективность обучения, так как форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна, а использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления и памяти школьников.
Может показаться, что проведение дистанционного интегрированного урока – простая задача, с которой уже справляется любой учитель. Еще и времени на него уходит меньше, чем обычно. Но это не так. Только заранее продуманный план, терпение и общение помогут сделать удалённое занятие познавательным и интересным.
Предлагаем вспомнить, что же такое интеграция? Ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова «интеграция». Но хорошо известно, что латинское слово «integratio» – объединение в целом каких-либо частей, элементов. Отсюда следует, что интеграция в методике преподавания – это процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии их целевой и функциональной однотипности.
В основе интегрированных уроков должна быть близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. В свою очередь, чтобы провести интегрированный урок, необходимо учесть следующие условия: первым и самым главным пунктом, с которого и начинается подготовка интегрированного урока, является нахождение точек соприкосновения, то есть общие темы, которые рассматривались бы одновременно в нескольких учебных дисцип­линах; выбор объекта изучения на уроке и внимательный анализ содержания урока. Это выявленное совпадение учебных тем в разных дисциплинах послужит отправной точкой для планирования и организации интегрированного урока. Далее в процессе реализации урока нужно подумать о технологиях самообразования обучающихся.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь обчающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. Именно на этих уроках в большей мере у детей развивается образное мышление, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется кру­гозор, обогащаются знания, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; логической взаимосвязанностью материала интегрируемых пред­метов на каждом этапе урока; большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Соответственно, у младшего школьника появляется возможность посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане, в художественном произведении и научно-познавательной статье, с точки зрения биолога и художника слова, живописца, музыканта и т.д.
Так, к примеру, дистанционное обучение по предмету «Литературное чтение» является сложным процессом. Такой интегрированный урок объединяет в себе обучение одновременно по двум и более дисциплинам при изучении одного понятия. В такой работе «Литературное чтение» в большинстве своем будет выступать как ведущий, как предмет-интег­ратор, привносящий в другие школьные предметы углубление знаний, предлагающий современные методы обработки информации, формирующий современный взгляд на информационную картину мира, а другие дисциплины – как вспомогательные.
Выполнение этой задачи связано: с пониманием художественного произведения как особого вида искусства; с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения; развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развитием умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности; сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливать эстетический опыт слушания произведений; развивать поэтический слух детей; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
Из этого следует, что «Литературное чтение» является весьма приемлемым предметом для интегрирования ее с другими дисциплинами: окружающий мир, музыка, ИЗО, технология и др. В первом классе лучше интегрировать такие предметы: чтение, письмо, ИЗО, технология. Во втором классе можно интегрировать: чтение, русский язык, окружающий мир, ИЗО. В третьем классе: чтение, русский язык, окружающий мир, математику и информатику. В четвертом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов.
В практике школы есть удачный опыт использования не только программного материала разных учебных дисциплин, но и включение дополнительного материала, в том числе краеведческого характера, позволяющего расширять и углублять знания, а также раскрывать творческие способности учеников и учителей. Например, изучение в IV классе темы «Музыка моего народа» возможно объединить с темой «Образ Родины в поэтическом тексте». Полученные представления о родном народе, его культуре, обычаях, традициях, народной музыке войдут в сознание ребёнка не формализованными конструкциями, а личностно окрашенными знаниями о родной земле и людях, которые на ней живут.
Подводя итоги по этому вопросу, следует отметить, что подобные уроки призваны лучше систематизировать знания; научить ребенка с самых первых шагов в школе представлять мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано; позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем; ликвидировать дублирование материала по разным предметам. Неоспоримым фактом является то, что обладая большой информативной емкостью, интегрированные уроки способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока, позволяют уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала). С дру­гой стороны, широкое применение интегрированных (меж­предметных, меж­дисциплинарных), в том числе проведение, онлайн-уроков с целью снижения нагрузки на обучающихся и учителей является необходимостью в условиях дистанционного обучения, так как, повторимся, интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
Также при правильной организации они способствуют формированию творческого подхода к выполнению учебного задания, предполагают обязательное развитие творческой активности обучающихся. Так как одновременный контакт ученика с различными видами творческой деятельности не только обеспечивает системное, целостное восприятие предметов и явлений, но и эмоциональное благополучие учащихся на учебном занятии, направляет каждую личность к самореализации собственного потенциала, т.е. способствует обогащению обучающихся опытом через их чувства. А такие знания являются крепкими и личностно значимыми.
Но необходимо также сказать, что не следует злоупотреблять проведением интегрированных уроков, так как слишком частое использование данной формы урока может привести к обратному результату – снижению познавательной активности обучающихся к изучаемым предметам.
Далее, чтобы заинтересовать детей через экран, также минимизировать длительность пользования электронными ресурсами при выполнении домашнего задания, рекомендуем максимально использовать формат творческих заданий, краткосрочных проектов, направленных на практическую часть изучаемого учебного предмета и поддерживающих интерес ребенка к изучению учебной дисцип­лины. Такие задания могут быть предназначены для всего класса либо быть индивидуальными с учетом возможностей обучающегося.
Предлагаем организовать творческую деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Использование формата творческих заданий, краткосрочных проектов, направленных на практическую часть изучаемого учебного предмета, является дидактическим приемом, повышающим эффективность работы, способствующим углублению и упрочению знаний учащихся и поддерживающим интерес ребенка к изучению учебного предмета.
При дистанционном обучении совершенно не обязательно требовать от учащихся выполнять домашнее задание по «Литературному чтению», сидя за экраном компьютера; ученики могут выполнять задания в обычном режиме, потом сфотографировать результат своей работы и прислать фотографию учителю.
Обязательно необходимо предусмотреть разбор домашнего задания (индивидуальные ошибки необходимо сообщать ученику лично, а о достижениях и интересных вариантах решения нужно сообщать всем; также желательно предусмотреть общий обзор успехов и неудач учеников при его выполнении, разъяснение сложных моментов и т.п.). Делать это можно в текстовом виде или с помощью короткого видеообзора (который можно записать на телефон и разместить в месте общения с учениками).
Теперь немного о содержании дистанционных уроков – тех материалах, с помощью которых учитель будет организовывать практическую творческую работу детей. Мы рекомендуем критически подойти к качеству материалов, которые будут предлагаться ученикам и использоваться в работе:
– необходимо избегать длинных текстов. Оставить в тексте самое важное, сделав пометки о наличии дополнительного материала в случае, если тема ребенка заинтересует;
– структурируйте текст, он должен быть разбит на части. Желательно краткое подведение итогов вышеизложенного в конце текста;
– используйте тексты с инфографикой – схемы и прочая визуализация позволяют более качественно понять материал и запомнить его;
– задания и учебные блоки должны быть сбалансированными по объему и сложности.
Предлагаемый ниже раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, раз­­вивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.
Например, учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Все приемы задания творческого характера помогают на педагогической практике существенно повысить качество дистанционных уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулировать развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.
Приведенные ниже примеры показывают, какими разнообразными могут быть задания.
Варианты практических заданий, проектов, творческой деятельности обучающихся (на основе литературных произведений), которые учитель может использовать по предмету «Литературное чтение» в условиях дистанционного обучения.
Рецензирование детьми созданных рисунков.
Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями:
– каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
– школьники обмениваются рисунками;
– получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
– сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.
Составление диафильмов по произведению:
– по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;
– какие строки из текста вы соотнесете с ними;
– определите количество кадров.
Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов на 7 минут. Готовые диафильмы вывешиваются на стену в комнате и фотографируются.
Лепка и аппликация.
Этот вид детского творчества используется чаще в I и II классах, когда дети не воспринимают еще критически результаты своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.
Книжки-самоделки.
Одно из самых интересных заданий для ребят – это работа с книжками-самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме елочки, грибка, домика, кораблика и т.д. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе.
В этих книжках-самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения.
Творческое пересказывание.
Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.
Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, полученных при чтении и анализе произведения, и помогут полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивают творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.
Продолжение произведения (придумывание конца).
Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.
Творческое сочинение.
Для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.
Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:
– привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;
– мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;
– упражнения в самостоятельном построении сочинения.
Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.
Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.
Словотворчество.
Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.
Отзыв-рецензия.
Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.
Вариант структуры отзыва:
1) представление героя и выражение своего отношения к произведению;
2) краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий;
3) характеристика героя и выражение своего отношения к нему.
Аннотация.
Аннотация в книге помещается на обороте титульного листа. Из нее можно узнать, о чем говорится в книге, так как в аннотации есть сжатое изложение содержания. Часто аннотация пишется так, чтобы заинтересовать читателя. Для написания аннотации к книге предлагается детям следующая памятка.
Памятка
1. Выбери книгу, которая тебе нравится.
2. Постарайся заинтересовать будущих читателей этой книги.
3. Начать аннотацию можно по-разному: В этой книге рассказывается о … . Этот рассказ о … . Писатель … рассказывает о … . Главный герой этой книги – … . Удивительные события происходят в … . Любишь ли ты читать о … ?
Работа с кроссвордами.
Наиболее эффективное задание творческой работы:
– составление кроссвордов по прочитанным произведениям;
– кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются.
Составление викторин.
Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению.
Драматизация.
Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, оно же применяется во всех классах начальной школы.
При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:
а) только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям и коллективной декламации;
б) только средствами движения, т.е. в виде пантомимы;
в) соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.
Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.
Возможные формы драматизаций: пальчиковый театр; кукольный театр; костюмированные представления по известным произведениям; музыкальные инсценировки; спектакли по собственным сценариям.
Составление сказочных объявлений и телеграмм.
Какое объявление может дать Мальвина, ослик Иа-Иа, Медведь или Маша, доктор Айболит, дед Мазай, Дениска и его мама; кто дает данную телеграмму? Эта работа требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения. (“Ищу свой хвост”, “Учу детей грамоте”, “Лечу зверей и птиц”) или нравственной коллизии (“Жду гостей на свой день рождения”, “Меняю “Азбуку” на билет в кукольный театр” и т.д.).
Дети сами составляют сказочные объявления и телеграммы, оформляют их и предлагают своим одноклассникам.
“Я начну, а ты продолжи…” (проба поэтического пера).
Учителем или ребенком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк, придуманных самим. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. По окончании работы мини-поэтические тексты обсуждаются. Предлагается провести авторскую защиту своей творческой работы.
“Небылица за 10 минут”.
Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:
1. Кто это был(а)? 2. Как выглядел(-а)? 3. Куда пошел(шла)? 4. Кого встретил (-а)? 5. Что ему (ей) сказал? 6. Что он (она) ответил(-а)? 7. Что ему (ей) сделали? 8. Какова была его (ее) реакция? 9. Чем вся история закончилась? 10. Вывод или мораль.
Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается, и с выражением читается получившаяся небылица.
Таким образом можно сочинять и сказку, и рассказ.
“Цифровой диктант”.
Дети сами составляют цифровые диктанты по прочитанному произведению и предлагают их в виде игры своим одноклассникам.
Записывают дети только две цифры: 0 – если утверждение неверное и 1– если оно верно.
Цифровой диктант может быть проведен в устной форме или может быть записан. Это один из наиболее интересных способов активизировать внимание детей, полноценнее воспринимать художественное произведение.
Можно использовать любое количество предложений цифрового диктанта, но удобнее когда их число кратно трем.
Цифровые диктанты могут быть по конкретному произведению или по произведениям на общее развитие.
«Почта» (Посылаем письмо). Дети пишут или рисуют сообщения, письма или ответы на полученные послания. Используют «почту» с разными целями и различными способами.
Выбор поэзии. Учащиеся выбирают по стихотворению (самостоятельно или из предложенного), учат его наизусть или готовят выразительное чтение. Они стараются говорить ясно, с соответствующим выражением и темпом. Выступление можно записать на телефон и разместить в месте общения с учениками.
У нас в классе гость. Учащиеся пишут пригласительное письмо герою. В ходе мозгового штурма намечаются возможные вопросы для интервью; обсуждается, какие могут быть ответы на эти вопросы. Обучащиеся, индивидуально или в группах, составляют свои варианты вопросов.
Дискуссия в классе. Предлагается провокационное «новое правило» (например, «Обучащимся разрешается сидеть за компьютером без ограничений» или «Уметь читать необязательно для начальной школы»). Даётся возможность детям обсудить это положение с родителями или в чате, соблюдая правила ведения дискуссии.
Берем интервью у героя. После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Обучащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа. Делать это можно в текстовом виде или с помощью короткого видеообзора (который можно записать на телефон и разместить в месте общения с учениками).
Обзор. Обучащиеся составляют список 5 любимых книг или авторов и сравнивают его с рекомендуемым списком чтения. Они уверенно выражают или защищают свои предпочтения в выборе материалов для чтения.
Обложка книги. Обучащиеся делают обложку для рассказа какого-либо жанра. Они могут создать обложку, используя соответствующие атрибуты и жанровые признаки.
Как начинать и заканчивать рассказ? Учитель предлагает учащимся исследовать все способы, которыми могут начинаться и заканчиваться рассказы, используя в качестве материала для исследования перечень книг, отнесенных детьми к категории «Хорошие и любимые книги», побуждая учащихся неоднократно к ним обращаться. Подборка возможных начал и окончаний записывается на полосках, которые доступны для учащихся и могут использоваться как подсказки (опоры) в ходе письменных работ.
Практико-ориентированные проекты
Проект «Мудрая гусеница» (I класс). Время проведения: 1 месяц. Первоклассники самостоятельно собирают гусеницу из разноцветных кругов. Каждое звено – прочитанная книга. Звенья гусеницы прикрепляются к стене друг за другом таким образом, чтобы получилась длинная гусеница. Она растет, извиваясь по стенам комнаты, по мере того, как дети читают книги. Результаты проекта оглашаются во время итогового дистанционного мероприятия. Каждый участник получает электронное удостоверение участника проекта «Ученая гусеница», победители награждаются грамотами. Итогом может быть литературная дистанционная игра «Знатоки литературы».
●«Издательство «Радуга» (II класс). Проект, продуктом которого может быть книга «Если хочешь быть здоров». В ходе проекта дети изучают элементы книги; знакомятся со способами изготовления книг; уточняют знания о профессиях людей, в руках которых рождается книга; знакомятся с логотипами различных издательств и изготавливают собственный логотип; создают свою книгу.
«Литературное лото» (II класс). Проблема нехватки настольных игр может быть решена путём создания «Литературного лото». В основу можно взять сказки Корнея Чуковского, творчество которого любят все второклассники.
Проект «Великолепная пятерка» (II класс). Идея проекта – ученики отбирают из детской литературы 5 лучших по их мнению произведений, прочитывают их и рекомендуют (рекламируют, презентуют свой список) для чтения классу. Итогом является презентация своего золотого списка книг в любой форме: газета, рекламный листок, телепередача, электронная презентация.
«Читай и помогай» (III класс). Данный проект имеет два аспекта. С одной стороны, сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, готовность понять другого. С другой стороны, одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Данный проект объединил в себе вышеуказанные аспекты. Дети читают книги и зарабатывают ПОМы. Продуктом проекта может стать участие ребят в благотворительных акциях «Твори Добро», общими усилиями третьеклассники помогают другим детям в преодолении болезни и осуществлении их мечты. Проект проводится при активной поддержке родителей.
Проект «Время читать!» (IV класс). Суть проекта заключается в том, что каждый участник прочитывает за время проведения проекта 5 художественных книг. Список книг дается в начале проекта. Прочитав книгу, ученик проходит краткое собеседование у учителя, чтобы тот знал, что книга прочитана. После чего ученик получает лотерейный билет беспроигрышной лотереи, которая состоится в конце проекта. Далее ученик выполняет одно из трех предложенных заданий к книге. Он помещает лист с выполненным заданием в свой «Портфолио читателя». Итогом проекта является дистанционная литературная викторина «Что? Где? Когда?».

Примеры творческих заданий, краткосрочных проектов, направленных на практическую часть изучаемого учебного предмета по литературному чтению в I классе
Интегрированные уроки «Литературное чтение» Домашние задания, не подлежащие к аттестации в формате творческих заданий, домашних экспериментов, краткосрочных проектов
Е.Трутнева, И. Токмакова «Когда это бывает?». В. Берестов «Воробушки».
Стр. 69 – 71
Цифровой диктант
Обобщение по теме. Проект «Составляем сборник загадок». Оценка своих достижений Проект «Составляем сборник загадок»
И в шутку и всерьёз, 7 ч. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк». Стр. 5 – 7 Проект «Мудрая гусеница»
К.Чуковский «Телефон». Стр. 17 – 21Проект «Составление сказочных объявлений и телеграмм»
Обобщающий урок. Оценка своих достижений. Проект «Наш класс – дружная семья». Стр. 54Проект «Наш класс – дружная семья»
О братьях наших меньших, 6 ч. С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…». Стр. 57 – 59Обложка книги
Обобщающий урок. Разноцветные страницы.
Оценка своих достижений. Стр. 76 – 78
Подведение итога проекта «Ученая гусеница»
Примеры творческих заданий, краткосрочных проектов, направленных на практическую часть изучаемого учебного предмета по литературному чтению во II классе
Интегрированные уроки «Литературное чтение» Домашние задания, не подлежащие к аттестации в формате творческих заданий, домашних экспериментов, краткосрочных проектов
Э. Успенский «Чебурашка». Стр. 139 – 144Берем интервью у героя
Г. Остер «Будем знакомы». Стр. 155 – 160«Почта» (Посылаем письмо)
Знакомство с названием раздела. Аме­риканская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Стр. 171 –175Проект «Великолепная пятерка»
Шарь Перро «Кот в сапогах». Стр. 182 –193Проект «Составление диафильмов по произведению»
Шарль Перро «Красная шапочка». Стр. 194 –196 Лепка и аппликация
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои дости­жения по разделу. Стр. 210 –213Проект «Книжки-самоделки»
Проект «Мой любимый писатель-сказочник».
Проект «Мой любимый писатель-сказочник»
Примеры творческих заданий, краткосрочных проектов, направленных на практическую часть изучаемого учебного предмета по литературному чтению в III классе
Интегрированные уроки «Литературное чтение» Домашние задания, не подлежащие к аттестации в формате творческих заданий, домашних экспериментов, краткосрочных проектов
В. Драгунский «Друг детства» «Почта» (Посылаем письмо)
Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки». Прогнозирование содержания разделаРабота с кроссвордами
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» У нас в классе гость
Мифы Древней Греции Обложка книги
Повторение пройденного.
Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг»
Составление викторин

Примеры творческих заданий, краткосрочных проектов, направленных на практическую часть изучаемого учебного предмета по литературному чтению в IV классе
Интегрированные уроки «Литературное чтение» Домашние задания, не подлежащие к аттестации в формате творческих заданий, домашних экспериментов, краткосрочных проектов
Родина. 5 ч.
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте
“Я начну, а ты продолжи…” (проба поэтического пера)
Е.С. Велтистов «Приключение Электроника». Герои фантастического жанраБерем интервью у героя.
Путешествие по стране Фантазии. Составление сказочных объявлений и телеграмм
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы Рецензирование детьми созданных рисунков

С.Ф. ШАРАФУТДИНОВА,
старший преподаватель Института развития образования РБ