Из созданных Республикой Башкортостан двух национальных кавалерийских дивизий части 113-й дивизии были отправлены на фронт и присоединены к понесшим большие людские потери во время боев другим воинским формированиям и тем самым эта дивизия практически была расформирована.
Неувядаемой славой покрыла себя на фронтах Великой Отечественной войны 112-я Башкирская кавалерийская гвардейская дивизия, награжденная четырьмя орденами, и 78 воинов которой стали Героями Советского Союза. В сухопутных войсках Советской армии ни одно воинское формирование не имело столько Героев Советского Союза, как Башкирская кавалерийская дивизия. Для сравнения – знаменитые сегодня Кантемировская и Таманская дивизии имеют 34 и 56 Героев Советского Союза соответственно. Башкиры и сегодня поют песню о своем легендарном военачальнике, командире Башкирской кавалерийской дивизии генерале Шаймуратове. Так устроена историческая память башкирского народа, что она не забывает о героических деяниях своих сыновей на поле брани и это свойство башкирского национального характера содержит в себе большой потенциал в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
В годы Великой Отечественной войны национальные воинские формирования по указанию Советского правительства создавались во многих республиках Советского Союза, но только Башкирская кавалерийская дивизия сумела показать себя как состоявшаяся боевая единица и сохранилась до конца войны как самостоятельное воинское формирование в составе Советской армии. Когда думаешь о подвигах воинов башкирской кавалерийской дивизии возникает мысль, что высокая воинская доблесть солдат данной дивизии проявились неспроста. Вся история башкирского народа — это сплошное воинское напряжение сил в защиту Отечества — вначале своей исконной родины Урала, а после вхождения в состав русского государства уже более обширного геополитического пространства, называемого Россией.
О высоких боевых воинских качествах башкир стало известно еще в раннее средневековье. В самых первых сведениях восточных авторов о башкирах говорится об их воинственности и об этом народе говорится с уважением к их боевым качествам. Башкиры были довольно многочисленным и одним из воинственных народов Евразии. Принимая участие в бесконечных войнах, происходящих на просторах Евразии, наши предки имели очень высокий уровень политической осведомленности. Они знали не только об Урале и прилегающих землях. Но их познания политической истории простирались очень даже далеко за пределы своих земель. Башкиры вели очень актвный образ жизни и поэтому их нельзя сравнивать с малочисленными народами, которые веками не выходили за пределы своих родовых земель.
В ходе присоединения к Русскому государству башкиры выторговали себе определенные льготы в виде вотчинного права на землю и сохранение своей религиозной неприкосновенности. В то же время они взяли на себя обязательство дать войско Российскому государству и принимать участие в войнах, которые будет вести Россия. Слово, данное в ходе вхождения в состав Русского государства башкиры сдержали сполна.
Первой войной, в которой башкиры приняли активное участие сразу же после вхождения в состав Российского государства (XVI в.), была Ливонская война, которая длилась 25 лет. Также активно участвовали они и в других войнах, которые вела Россия. Поэтому географические познания башкир были довольно обширными. К тому же они имели и торговые связи с другими народами. Все эти причины не давали им держаться в изоляции от остального мира. Принимая участие в различных военных походах, башкиры общались не только с воинами русской армии, но и между собой, а это вело к обогащению представителей разных родов, вело к нивелировке говоров и диалектов и к их шлифовке в качестве общебашкирского языка, к взаимопроникновению различных сюжетов, мотивов…
Башкиры издревле были связаны со Средней Азией, Ираном и другими восточными странами, куда они ходили за знаниями, а также торговать или же нанимались правителям тех земель в качестве воинов.
Научные достижения среднеазиатских ученых признавали во всем тогдашнем мире и башкиры не могли не знать об этом. Некоторые башкиры оставались там навсегда, но думается, большая часть все-таки возвращалась к себе на Урал и здесь распространяли полученные в среднеазиатских учебных заведениях знания. Башкиры имели обширные связи со многими соседями и знали о всех событиях, происходящих за пределами их страны. Это не был народ замкнутый только на себя. Об открытости башкир к миру говорит хотя бы тот факт, что именно среди них российские власти набирали людей, склонных к шпионажу. Шпионаж имеет древние корни и существует столько же сколько само человечество. Для шпионажа среди чужого мира необходимы психологическая устойчивость, обширные познания из различных областей человеческого знания, общительность, открытый доброжелательный характер, чтобы войти в контакт с людьми иного склада характера. Видимо, все это у башкир было и это было замечено российскими властными структурами, если императрица Анна Иоановна в 1734 году издала секретный указ о наборе среди башкир «охочих до шпионажу людей», гарантировав им высокую оплату их опасного труда. В этой Инстркции говорится: «Чтоб об отдаленных местах всегда известие иметь о тамошних обращениях, и каким образом возможно особливых шпионов посылать, охотников из башкирцов надежных, давая им словесныя приказы, а на письме отнюдь не давать и за то их награждать, смотря по состоянию дела и мест, ибо скорые вести могут во время случая заблаговременную опасность или удобность к получению желаемых мест подать» [Инструкция императрицы Анны начальнику Оренбургской экспедиции И.Кириллову по вопросу о взаимоотношениях с башкирами, казахами, Джунгарией и Хивой (Секретная) от 18 мая 1734 г. // Казахско-русские отношения в XVI – XVIII веках. Алма-Ата. Изд-во АН Казахской ССР. 1961. С.115]
Например, об одном из представителей этой политической сферы написал увлекательнейшую книгу доктор физико-математических наук А.М.Гайсин. Его предок, башкир рода тунгаур мулла Максют Юнусов долгие годы, подвергаясь неимоверным опасностям, находился на российской государевой службе и выполнял деликатные поручения российских властей в Средней Азии. [Гайсин А.М. Максют Юнусов и его потомки. Генеалогические схемы тангауров деревни Кирдас. Уфа. АН РБ. «Гилем». 2012. (144 с.); Гайсин А.М. Посол белого падишаха: Юго-восточная политика Петра I и его преемников. Документы АВПРИ 1723-1729 гг. Уфа. Гилем, Башкирская энциклопедия. 2014. 320 с.].
Башкир за их высокие воинские качества очень признавал генерал-губернатор В.А. Перовский, который в одном из писем своему московскому другу А.Я. Булгакову очень высоко оценивает башкир и об их родине пишет как о «прелестном уголке и называет этот уголок Башкирией». В одном из отчетов императору В.А. Перовский писал о башкирах: «Воинские качества: сметливы, проворны, отличные наездники, не знают усталости, ни опасности и слепо повинуются воле начальства… Это, государь, одни из усерднейших и надежнейших слуг Вашего величества в Оренбургском крае». Этот же губернатор в своем письме царю отметил, что башкирцы второй после русских народ, который имеет особые заслуги перед вверенной ему империей.
Башкиры участвовали в Хивинском походе в 1852 – 1853 гг., сопровождали военного губернатора в многочисленных экспедиционных поездках в казахскую степь, они были всегда в составе почетного конвоя при губернаторе. Так, 13 июня 1837 г. В.А. Перовский, высоко ценивший воинское мастерство и искусство башкир, повелел башкирским конникам показать свое умение перед прибывшим в Оренбург цесаревичем Александром Николаевичем (в будущем Александром II). По словам очевидца, в празднике участвовали две сотни башкир: «одна сотня на рыжих конях, в красных кафтанах, обшитых галуном, в таких же малахаях с галунами, подбитые красною лисою, за спинами колчан со стрелами и лук. Другая сотня, не серых лошадях, была одета в (с.7) кольчугу, сквозь которую просвечивал красный бешмет, в стальных наручниках и набедренниках, на голове стальной шишак, на поясе кривая турецкая сабля. Пущенные в атаку, эти две сотни лихо пронеслись мимо цесаревича, который остался ими очень доволен». Военный губернатор показал именитому гостю и его свите концерт башкирских исполнителей. В своих кратких дневниковых записях об этом празднике воспитатель наследника известный поэт (ближайший друг В.А. Перовского) В.А. Жуковский отметил: «Пляска башкирская. Борьба башкир с киргизами. Музыка башкирская. Музыкант; курайчи; инструмент: курай или чебузга. Юрлаучи – певец» [Гвоздикова И.М. Отчет Оренбургского военного губернатора В.А.Перовского по управлению краем (1833-1842). Документальная публикация. Уфа, 2010. С.7-8].
Надо также отметить то, что башкиры, в российской империи были одним из самых зараженных имперским духом народов после русских. Этому причиной, думается, нахождение башкир на военной службе русского государства. Так, в народной песне «Империя» от лица башкирского воина говорится: «много ходил я, и империй много повидал, но смелее башкирского воина-джигита не видал».
В своих обращениях к верховным властям, башкиры с гордостью отмечали, что их команды «во время воинских надобностей при разных случаях были употребляемы в походы, как-то под Азов, Крым, Севск, в Пруссию, Польшу и Швецию, в таковом служении не щадили живота своего» [Материалы по истории Башкирской АССР. Том V. М., 1960. С.577.].
Неувядаемой славой покрыли себя башкирские конники во время Отечественной войны 1812 года против войск Наполеона, когда они выставили на защиту рубежей России 28 полков и наряду с русскими полками одним из первых вошли в Париж. В память от тех времен у башкир сохранились песни, в частности, «Любезники-любизар», «Кутузов», «Наполеон» и другие.
Народные песни, как фольклорный жанр, отражают познания народа как о мире в целом, так и об окружающих его народах и, таким образом, отражают в себе его традиционную картину мира. Названия башкирских народных песен указывают на обширную географию пребывания башкирских воинов в разных военных походах. Они охватывают огромное пространство от Дальнего Востока, Средней Азии, Балкан и до Франции: «Порт-Артур»; «Манжур»; «Себер»; «Байкал»; «Уйыл», «Һыр» (Сыр=Дарья); «Аҡмәсет»; «Бохара»; «Балкан»; «Карпат»; «Мәрмәр диңгеҙ» (Мраморное море); «Герман»; «Француз»; «Эскадрон»; «Мәскәү»; «Петербур»; «Кутузов»; «Наполеон Бонопарт», «Империя» [Башҡорт халыҡ ижады. Йырҙар. Беренсе китап.Өфө, 1974. ( На башк.яз.)]. В этих песнях башкир отражена история их военных походов вместе с русскими воинами. Тяжести военной службы, особенно в период войны находили отражение в слагавшихся башкирскими воинами баитах («Һуғыш бәйете» (с. 65 – 68); «Һалдаттар бәйете» (с. 68 – 69) [Диалог культур: Пермский край (исследования и материалы.). Уфа. 2019. (190 с.). с. 65 – 68; с. 68 – 69]. Например, в «Баите о войне» («Һуғыш бәйете») отражены впечатления башкирского воина от Крымской войны (1853 – 1856 гг.) и рассказывается о тяготах, которые выпадают на долю простого солдата, об отношении к ним офицеров; в то же время автор видит героизм солдат, которые несмотря ни на какие трудности несут службу, берут турецкие города. Несмотря на грязь войны, на выпавшие на их долю психологические трудности автор баита замечает и описывает и красоты тех мест, где им приходится воевать (Балканские горы, река Дунай и т. д.); солдат понимает, что данная война ему не нужна, что она ведется для того, чтобы отхватить у турков их земли и богатства (с. 65 – 68) [Һуғыш бәйете//Диалог культур: Пермский край (исследования и материалы.). Уфа. 2019. (190 с.). с. 65 – 68; с. 68 – 69].
Башкирские фольклорные материалы, где речь идет о батырах, показывают, что главной темой в этих произведенях было воспитание отважного воина, готового отдать жизнь за свою родину. И вся история башкирского народа и заслуженная ими слава как об отважных воинов показывает, что патриотическое воспитание подрастающего поколения у башкир была поставлена правильно.
Воинская служба башкир в Российском государстве тема очень актуальная и требует дальнейшего исследования. Особенно в современных условиях становления новой Российской государственности после распада советского союза.
Литература