Мы живем в эпоху перемен во всех сферах деятельности человека – от простого процесса коммуникации до полета в космос. Даже наша повседневная жизнь сегодня резко отличается от той, которую вели всего несколько лет назад. Но самые разительные изменения происходят в сфере образования. И они не оставляют равнодушными никого, поскольку у всех есть дети или внуки, а кроме того, в наши дни каждый вынужден заботиться о самообразовании – настолько динамично развивается экономика и производство. Все пытаются извлечь выгоду из складывающейся ситуации, потому тем, связанных с проблемами образования, для обсуждения достаточно. При изучении публикаций в периодической печати убеждаешься в том, что внимание людей, как правило, сфокусировано на деталях системы образования, а не на главных аспектах, определяющих перспективы развития. Обсуждаются свидетельства незначительных успехов или неудач отдельных людей, школ и системы в целом. Но между тем гораздо интереснее и продуктивнее узнавать общие тенденции, которые, как сейсмические волны, сотрясают более глубокие слои и являются причиной сильных трансформаций на поверхности.
Вопрос об образовании настолько обширен, что его можно обсуждать достаточно долго, анализировать перемены, которые происходят на глазах управленцев, учителей, родителей, и, конечно, тех, для обучающихся всех уровней. Но, поскольку многие из них являются достаточно серьезными экспертами в выстраивании образовательных отношений, хочется ограничиться лишь рассуждениями о самых весомых преобразованиях, которые могут повлечь за собой как положительные, так и негативные последствия. Конечно, есть сомнения в том, можем ли мы, исходя из пережитого опыта, утверждать, что современные качественные изменения в системе образования пойдут ей на пользу? Станут ли они импульсом для ускорения положительных процессов в сфере образования и культуры, повлияют ли они на развитие экономики и производства?
В последнее время в сфере образования чувствуется растерянность и неопределенность: какую же все-таки стратегическую цель она должна перед собой ставить? Перманентные трансформации в управлении системой образования, заимствование зарубежных образовательных моделей, введение инноваций – все это сместило акценты с главных на второстепенные. Мы увлеклись организационными преобразованиями, все меньше уделяя внимание содержанию и разработке новых технологий в образовании, которые бы отвечали требованиям современной экономики.
Чтобы решить эту задачу, необходимо сначала ее правильно обозначить. В процессе поиска решений нужно одновременно учитывать новое и «хорошо забытое старое». Нам есть что вспомнить: в деталях продуманная система трудового и нравственного воспитания, работа с родителями и общественностью и другие. Даже критикуемые сегодня формы и методы идейно-политической деятельности были не так уж и нелепы или неуместны. Нам предстоит реабилитировать «репрессированную» науку – педологию, основные идеи и положения которой находят отражение в современной педагогической антропологии и педагогической психологии.
Немалая часть населения страны и республики живет сегодня без осознания перспективы своего развития, особенно в области образования. Сужу об этом в том числе и по результатам оценки мотивов выбора будущей профессии первокурсниками вузов и по ситуации, которая складывается в системе послевузовского образования. Здесь порой наблюдается парадокс. Обнаруживается большое количество заявлений от абитуриентов, которые не имеют представления о том, какую специальность они приобретут, и где будут работать после завершения своего обучения в вузе.
Но больше всего волнует то, насколько крупные субъекты бизнеса и производства заинтересованы в развитии сферы образования, и какие вкладывают средства в поддержку образовательных организаций и талантливых детей. Отрадно отметить, что уже практически нет необходимости объяснять людям следующий факт: для развития всех сфер жизнедеятельности общества, прежде всего, нужно поддерживать культуру и образование. И отношение к образованию стало меняться. Предприятия и производства, укрепив свои позиции, могут позволить себе жить не одним лишь сегодняшним днем, а вкладывать капитал в долгосрочные проекты. В условиях рыночной экономики очевидно, что система образования уже не может развиваться за счет средств бюджета. Мы видим воочию: есть люди, желающие и умеющие работать на благо развития системы образования и располагающие для этого определенными материальными возможностями. Но и в данном случае не всегда оправданна формула: «кто платит, тот и заказывает музыку». Финансирование должно происходить с учетом приоритетов, стратегических направлений будущего образования, которые могут определить только профессионалы.
Сфера образования – многослойное и сложное явление. Оно пронизывает все стороны жизни страны: определяет поведение людей, систему хранения и трансляции социального опыта, отношение к производству, культуре и искусству. Образование формирует людей. И здесь довольно самокритично должны признать, что если в так называемой «высокой культуре» мы находимся на уровне мировых достижений, то в культуре повседневной отстаем от цивилизованных стран. Но культура развивается не только за счет деятельности образовательных организаций – школ, колледжей, университетов. И ее невозможно развивать лишь в паре больших городов. Важно помнить назидание академика Д.С. Лихачева о том, что «в каменных джунглях» антикультура растет быстрее. Ученый всегда возлагал надежду на малые города, поскольку «люди там живут теснее друг к другу, они менее испорчены, здесь лучше сохраняются традиции». Наконец, нельзя забывать о многообразии национальных культур, языков, без поддержки и развития которых палитра красок человеческих отношений будет серой и унылой. Не только на престижных форумах, официальных мероприятиях высокого уровня, но и на каждой повседневной встрече, при каждом дружеском рукопожатии или бытовом обмене мнениями должна создаваться необходимая атмосфера, в которой есть место диалогу культур и множественности выбора стратегий развития. Вместе с тем, во всем этом многообразии взглядов и ценностей не только следует обращать внимание на их особенности, но и отмечать необходимость присутствия культуры в широком смысле слова и, прежде всего, культуры труда. И создание прочного гражданского мира также возможно на основе культуры. «Высокая культура примирительна по своей сути», – пишет Д.С. Лихачев, и с этим утверждением невозможно не согласиться.
Между тем формирующаяся новая культура отношений с ее установкой на приоритет материальных ценностей и излишней рационализации жизнедеятельности неизбежно приводит к сосуществованию в обществе людей, исповедующих различные моральные устои и нормы поведения. Беспрецедентный рост новых технологий, «взрывающих» сами основания человеческого «жизненного мира», ускользание этих технологий от контроля человеком, растущее распространение рыночной экономики и другие приводят общественное сознание к мысли о том, что сегодня такая ценность, как человек уходит на второй план, а разговоры о гуманизме не имеют никакого отношения к современной реальности.
Школа и образование не могут отбрасывать идеалы гуманизма, какие бы реформы не подрывали его основы. Для педагогической деятельности эта тема не обсуждается, она всегда остается приоритетной задачей. Человек, который однажды избрал профессию учителя, не имеет права сомневаться в том, что самое главное в педагогической деятельности – это любовь к детям.
Окружающий нас и воспринимаемый нами мир мы создаем сами. Благодаря безграничным возможностям нашего разума подвергаем критическому анализу и редактируем действительность в соответствии с нашими ценностями, представлениями и убеждениями о том, какой она должна быть. Учитель, уверенный в том, что человек изначально греховен, будет выстраивать педагогические системы, направленные на искоренение отрицательных качеств учеников. А следовало бы, наоборот, увидеть в детях позитивное и развивать эти качества до абсолютных пределов человеческой сущности. Это очень тяжелая работа, и, к сожалению, не всем педагогам удается избежать ошибок в ней.
Детская жизнь бесценна, и дети, которые только начинают познавать жизнь, часто ошибаются в своих поступках, нуждаются в защите и внимательном отношении к себе. В каждом ребенке заложено нечто прекрасное и благородное, и этому необходимо помочь развиться. Педагогика и педагогическая деятельность отличаются от философии и религии тем, что не только признают человека как самую высокую ценность, но и призваны обеспечивать условия, при которых все ученики, независимо от их способностей, талантов и достижений, должны в равной степени обладать достоинством и правом на уважение и свободное развитие. Только эти условия, созданные в «школьной жизни», помогут сформировать в будущем взрослого человека с адекватной Я – концепцией. Следует помнить, что школа должна не только готовить человека к будущей жизни, но и организовывать его жизнь в настоящем. Следовательно, учителям нужно постоянно удерживать в поле своего зрения поступки детей и особенно их мотивы, и в каждом случае принимать решение в пользу гармоничного развития ребенка. Наверное, неслучайно в отечественной литературе, во многом отражающей нашу жизнь, много сюжетов о сострадании к «маленькому человеку», то есть о своеобразной тайне, подсознательной проповеди любви к социально и психологически еще не окрепшим личностям. И это оправданно, поскольку гуманизм поддерживает установки детей, возражает против навязывания им чужого мировоззрения, считая, что ребенок сам должен определять свой путь. В воспитании приветствуется недирективность, отвергается давление, принуждение и манипуляции. Гуманистический подход избегает назидания, он призывает принимать человека таким, какой он есть, и помогать ему на пути его роста.
Величайший педагог-гуманист В.А. Сухомлинский, вековой юбилей, которого отметили в сентябре этого года, постоянно напоминал своим коллегам о том, что не стоит учителям возвышаться над детьми и отгораживаться от них своей эрудицией, требовать от них беспрекословного послушания. Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного знакомства с миром мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как часть культуры педагогической. «Важнейший источник воспитания чувств педагога – это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ», – писал он.
Выдающийся польский педагог Януш Корчак призывал учителей возвышаться к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему. Это очень тонкая мысль, в которую необходимо вдумчиво вникнуть. Не идеализируя маленького человека, не приписывая ему каких-либо чудесных свойств, он призывал в отношениях с детьми учитывать, что детское восприятие мира, детская эмоциональная и нравственная реакция на окружающую действительность отличаются своеобразной ясностью, тонкостью, непосредственностью. В его словах слышится также мысль о том, что нельзя доводить идеи гуманизма до противоположной крайности, когда права обучающихся начинают превалировать над их обязанностями. Иначе принцип гуманизма даст обратный педагогический эффект, а на практике рядом с собой педагоги обнаружат иждивенцев, не только не способных организовать собственную жизнь, но и уверенных в том, что все окружение существует для удовлетворения его интересов.
Нередко на совещаниях самого разного уровня, в ходе которых обсуждаются проблемы образования, приходится слышать, что сегодня в стране не хватает учителей-лидеров, похожих на А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и т.д.
Многих волнует вопрос о том, почему нет педагогов, способных вдохновить если не всю страну, то хотя бы своих коллег. Где же выдающиеся отечественные педагоги с их ультрасовременными педагогическими технологиями?
Попытаюсь ответить на эти вопросы так: страна не потеряла выдающихся учителей, она перестала их замечать.
Уважение к учителю было всегда. Оно передаётся от поколения к поколению. Банально, но учителя задают жизненную траекторию политикам, бизнесменам, фермерам, рабочим… Но при этом одновременно закрадываются сомнения в том, действительно ли мы делаем все, от нас зависящее. Многие выпускники школ, имеющие определенные успехи благодаря именно педагогам, родной школе, почему-то не могут публично выразить свою благодарность им. И как здесь не вспомнить оптимистичный призыв народного поэта Башкортостана М. Карима учить наших питомцев жить «на солнечной стороне улицы». Учителя всегда в ответе за тех, кого они учили не только грамматике, но и философии жизни.
К сожалению, труд учителя, как правило, замечают лишь, когда их ученики становятся победителями международных или российских олимпиад, первенств и конкурсов, звездами экранов. Я знаю многих прекрасных педагогов, принявших непосредственное участие в становлении талантливых молодых людей: Р.Г. Кузеев, Г.П. Ников, Л.Т. Тимашева, Л.К. Агадуллина, С.Ш. Зиганшин, Л.Ш. Камалова, Р.Г. Хазанкин, Р.Ф. Султанов, Р.Ф. Карачурин и другие. Это подлинные мастера своего дела. Их занятия и уроки являются образцовыми. У многих из них и сегодня есть чему поучиться и школьному учителю, и вузовскому преподавателю. Эти выдающиеся люди призывают быть всегда на стороне воспитанников, переживать их радости и горести, достичь психологической близости с учениками. Они своим отношением к делу подчеркивают, что настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится для своих подопечных другом, единомышленником и товарищем.
Такие учителя работают в каждой школе. Данная профессия является довольно распространенной, и, видимо, из-за этого замечаем далеко не всех. Учитель, в отличие от представителей других профессий, на подсознательном уровне понимает, что познание мира не сводится лишь к усвоению необходимых знаний. Они не измеряют духовный мир человека только оценками или баллами. Их живое, непосредственное, повседневное общение становится источником мыслей, открытий, радостей, печалей, разочарований, без которых немыслим успех в любом труде. Главное для учителя – помочь человеку состояться. А общество не имеет права забывать, что учителя остаются едва ли не единственными представителями современного прагматичного общества, способными развивать отечественные традиции и моральные устои. Они были и остаются нравственным фильтром общества.