Бөтә яңылыҡтар

За светлую жизнь и правду

Со дня рождения поэта Шайхзады Бабича – 125 лет

Творчество Шайхзады Бабича – уникальное явление в башкирской литературе. Он прожил всего 24 года, при жизни успел выпустить в свет всего один тоненький сборник под названием «Молодой Башкортостан. Голубые песни» (1918). Несмотря на это, башкирский народ признал его своим народным поэтом.
Как поэт-трибун, поэт-борец Шайхзада Бабич (1895 – 1919) начал формироваться в сложные 10-е годы ХХ века. В начальном периоде своего творчества он стоял на позициях просветительства. С момента появления стихотворений «Для народа» («Халҡым өсөн», 1914), «Проводи жизнь короткую в борьбе» («Көрәшеп үткәр ҡыҫҡа ғүмереңде», 1915), «Вперед, нация!» («Әйҙә, милләт», 1915), «Ожидание» («Көтәм», 1916), «Для кого?» («Кем өсөн?», 1916), «Жду радости» («Шатлыҡ көтәм», 1916) начинается новый этап в его творчестве. В нем наблюдается своеобразное переплетение реалистических и романтических начал. Поэт проникновенно и эмоционально раскрывает жизненную диалектику народного бытия: его родной башкирский народ бесправен, унижен и живет в ужасной нищете, несмотря на это, он «веселый и бодрый», живет с надеждой на светлое будущее, и в нем не погас дух борьбы за это будущее. Вот такое понимание поэтом действенного характера бытия, то есть острое ощущение несоответствия реальной действительности высокому духовному миру народа, осо­знание вопиющих противоречий между идеалом и действительностью определяет основное направление и своеобразие его лирики, проникнутой романтическим пафосом. Народ был для Ш. Бабича «самой большой любовью, и все мысли и переживания поэта концентрировались вокруг этого основного его чувства». Яркий пример тому – его стихотворение-монолог «Для народа». Это программное произведение поэта, стремившегося жить ярко и полно, пожелавшего посвятить свою жизнь и творчество интересам народа:
Свои золотые пречистые песни
Пою не для славы – те песни пою
Во славу народу. Я жив буду, если
Пребудет народ мой в родимом краю.
Те песни, в какие вложил серебро я,
Пою не для золота – мне ли оно!
Народ мой с серебряно-чистой душою,
Мне песни тебе посвящать суждено.
Клянусь я своею порой золотою
И кровью своею, и сердцем клянусь:
Коль в мире крутом я чего-нибудь стою,
Я буду с народом! С ним прахом сольюсь!
В вышеуказанных и последующих стихотворениях-монологах, стихотворных обращениях-хитабах и стихотворных посланиях-мактубах Ш. Бабич горячо призывал своих сородичей активно бороться за свое будущее, за процветание родного края. Народ становится объектом настоящего внимания, переживаний и большой любви его живого, целе­устремленного лирического героя, который вместил в себя светлые мечты и чаяния, радость и горесть, любовь и ненависть своего времени. Этот герой был беспощаден к злу и несправедливости, с особой теплотой говорил об обез­доленных, жил их проблемами и надеждами, говорил вместе с ними. «Рассеять окутавший людей мрак, принести народу свет, счастье», – вот главная цель его жизни. Она своеобразно сформулирована в стихотворении «Для кого?». Когда поэт, остро переживая мрачную жизнь народа, трагические события на земле, покидает её и возносится к небу, слышит самые нужные, святые для него слова, которые стали духовной опорой для жизни, для борьбы:
Стремясь к луне, в лучах играл я,
Сиянье их вобрал я в грудь.
– Прости, Луна, – сказал, – украл я
Твой свет… Великодушной будь!
Луна сказала: «Что ж такого:
Пролей народу те лучи.
И я у Солнца, право слово,
Беру их, чтоб сиять в ночи.
В произведениях «Для народа» и «Для кого?» Ш. Бабича отчетливо прослеживаются его творческая и жизненная программа, эстетическое кредо: жить для родного народа, а не ради славы и личного благополучия. Поэт, стремившийся проникнуть в самые глубинные пласты народной жизни, понять причины тяжелой судьбы своих сородичей, хотя и иногда создавал произведения, проникнутые грустными мотивами, тонким юмором и сарказмом, или, не приемля многих сторон действительности, призывал свою душу покинуть эту землю, где людей «студеный ветер обдает, и снегом бьет метель», царит «черная сила», идёт «кровавая бойня, сверкают сабли» («Душа» – «Күңел», 1911; «Вперёд, душа» – «Әйҙә, күңелем», 1915), стремился ввысь, «взошел на луну,... на солнце», даже «в чертоги бога» («На луну взошёл» – «Айға мендем», 1914), всегда верил в творческие силы народа, постоянно думал о путях вызволения его из тяжелой жизни, находился в поиске нового, светлого. Поэтому он призывал своих современников к активности, боролся за свое светлое будущее и всей своей душой, творчеством и поступками показывал пример в поисках прекрасного, совершенного, в активной борьбе за светлое будущее.
В этом плане очень характерен его мактуб-монолог – стихотворное послание-монолог «Проведи жизнь краткую в борьбе!», адресованное своей израненной, ноющей душе. Призывая самого себя и своих сородичей «За грядущих дней красу и диво Жизнь свою борьбе отдать сполна», поэт предупреждает, что не легко «выкорчевывать зло», «не просто разорвать оковы, расковать глухие кандалы».
Ш. Бабич внес неоценимый вклад в развитие манифестационно-публицистической, медитативной и нарративной (описательно-повествовательной) лирики и особенно обогатил ее сатирическим пафосом. В годы Первой мировой войны он создал ряд сатирических произведений, бичующих общественные пороки. Фактически он является основоположником таких сатирических жанров, как эпиграмма и пародия, а также проникнутого трагическим пафосом лиро-эпического (нарративного) жанра баллады. Поэт часто обращался и к жанру сатирического стихотворения. Он создал целый цикл метких шуточных стихотворений («Сад имен» – «Исемдәр баҡсаһы», 1917). Даже жанрам баллады и оды Ш. Бабич придавал сатирическую окраску. Например, в своем сатирическом стихотворении «Да здравствует дороговизна!» («Йәшәһен ҡиммәтселек!», 1916) и балладе «Клоп» («Ҡандала», 1916) он мастерски раскрывает истинное лицо власть имущих, которые в годы «кровавого базара» беззастенчиво и безжалостно грабят в тылу простой народ, разоблачает антинародную, античеловечную сущность империалистической войны. А в своем знаменитом сборнике политических, бытовых и литературных эпиграмм «Книга о знаменитых людях» («Китабеннас фи хаҡҡылхауас», 1916 – 1917) он то с легким юмором, то с сарказмом дает меткую характеристику своим современникам, известным широкому кругу башкирской, татарской и другой тюркоязычной общественности.
Сатирический талант Ш. Бабича наиболее полно раскрылся в его балладе «Клоп», особенно в поэме «Газазил» («Ғазазил», 1916). Она написана в форме пародий на религиозные предрассудки. В ней противоборствующие силы разделяются на три группы. Первую группу составляют ангелы и служители рая во главе с Богом, вторую – Газазил (Иб­лис-Демон) и подчиненный ему мир бесов. Между этими группами, как в тисках, находятся люди, живущие с верой то в Бога, то в Газазила. В характере Газазила, взбунтовавшегося против Бога, в какой-то степени прослеживаются черты, роднившие его с лирическим героем романтической поэзии М. Лермонтова. Идея поэмы была созвучна духу новой революционной эпохи, отличительной чертой которой был открытый протест против существующего строя, несправедливых законов и порядков.
Февральскую революцию Ш. Бабич встретил с ликованием и надеждой и активно включился в борьбу за счастливое будущее родного народа. В его стихотворениях «Подарок свободы» («Хөрриәт бүләге», 1917), «Да здравствуют рабочие!» («Йәшәһен эшселәр!», 1917) слышится торжественный и радостный голос народа, разорвавшего оковы рабства. В годы революционных перемен и борьбы за автономную республику, он активно работал над созданием стихов гимнического, маршевого и агитационно-публицистического характера, проникнутых идеями патриотизма, революционной борьбы за свободу трудового народа и родной земли («Салават-батыр» – «Салауат батыр», «Воинский марш» – «Ғәскәр маршы», «Башҡортостан»), которые пользовались огромной популярностью, некоторые из них становились народными песнями. В этом отношении счастливая судьба выпала особенно на долю одического стихотворения «Башкортостан».
В эти годы, когда вопросы о будущей судьбе нации, о земле встали ребром, Ш. Ба­бич обратился к каждой социальной группе общества с циклом миниатюрных стихотворных обращений под названием «Красные призывы» – («Ҡы­ҙыл вәғәз»), написал свои знаменитые стихотворения «Список номер один», «Список №9», «Будущее» – («Истиҡбал») «Почва» – («Тупраҡ»), где призывал простой народ не верить обещаниям баев и мулл, «сосущих у бедняков кровь», беречь родную землю:
Земля, земля! Наша мать,
Почва – земная благодать!..
Чернозем – ты наш отец,
Нет тебя – и нам конец…
Тьма покроет белый свет.
Ш. Бабич всегда был в центре бурных событий своего времени, не случайно его лебединой песней стал большой программный хитап – «Стихотворное обращение к башкирскому народу по поводу соглашения с большевиками» («Большевиктар менән килешеү туралы башҡорт халҡына көйлө хитап»), где он в доступной поэтической форме объяснил народу о сложностях национальной борьбы, о роли политической деятельности З. Валиди в этой борьбе, донес до сознания масс причины перехода башкирских войск на сторону большевиков. Это «Обращение…» сыграло огромную роль в консолидации нации, воспитании в ней духа патриотизма и интернационализма.
Шайхзада Бабич своим творчеством подвел итог большому этапу развития художественно-эстетической мысли в Башкортостане. В его творчестве нашли отражение различные стороны башкирской действительности начала ХХ века. Ш. Бабич жил проблемами родного народа, переживал, радовался и негодовал вместе с ним, чтобы «на земле Башкортостана и светлей, и легче стало», чтобы «славен был Башкортостан, на ноги башкиры встали…». Он поднялся на непревзойденную высоту в дореволюционной башкирской поэзии. Его произведения сыграли большую роль в творческом становлении тюркоязычных поэтов.

Г.С. КУНАФИН,
доктор филологических наук, профессор,
член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан

Читайте нас: