Бөтә яңылыҡтар

Гвардейские письма

На самом видном месте Зала Боевой Славы историко-краеведческого музея...

На самом видном месте Зала Боевой Славы историко-краеведческого музея Башкирского кадетского корпуса Приволжского Федерального округа имени Героя России А.В. Доставалова – коллекция писем фронтовиков, участников Великой Отечественной войны, бойцов и командиров Гвардейской Краснознамённой Орденов Суворова и Кутузова Полтавской воздушно-десантной дивизии в адрес следопытов героико-патриотического клуба «Надежда».
Именно клуб «Надежда» нашего учебного заведения разыскал по всей стране более 900 гвардейцев дивизии, установил с ними прочную связь, вел обширную переписку. Гвардейцы консультировали следопытов о прошлых боевых делах, о своей послевоенной работе, о своих детях и внуках. Гвардейцы отвечали на многие вопросы учащихся, возникавшие у них в ходе изучения истории дивизии.
Из нашего учебного заведения за десятилетие работы клуба «Надежда» ушло 100 тысяч писем фронтовикам. В зале Боевой Славы музея проходили сотни встреч гвардейцев, разобщенных после Великой Отечественной войны расстоянием и временем. После этих встреч гвардейцы писали, что эти встречи могли смело конкурировать с телепередачами «От всей души», проводимыми Валентиной Леонтьевой.
С началом XXI века в связи с требованиями времени формы работы музея несколько изменились. Все реже и реже стали приезжать ветераны. Последним гвардейцем дивизии, проводившим свой Урок мужества в мае 2005 года, был гвардии рядовой, 95-летний Леонтий Сергеевич Игнатьев. После Урока мужества гвардеец подошёл к посаженной им березке в 1979 году, обнял и поцеловал ее. Теперь под кроной этой березки установлен памятник человеку, имя которого носит Кадетский корпус – Герою России Александру Васильевичу Доставалову.
Последняя встреча с единственным оставшимся в живых гвардейцом, бывшим начальником разведки дивизии генерал-майором Павлов Григорьевичем Скачко состоялась с кадетским экспедиционным отрядом в г. Москве в апреле 2010 года. 87-летний гвардеец в это время работал преподавателем кафедры военного искусства в Академии Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации.
Глубоко символично, что именно здесь хранятся письма гвардейцев. Стройными рядами, плечом к плечу стоят эти письма в красивом элегантно оформленном мебельщиками, дизайнерами и кадетами шкафу-комоде – все 40 тысяч писем. Это не просто письма. Это письма – завещания будущим поколениям от авторов Великой Победы.
Следопыты просили ветеранов писать им правду о войне, как это было в действительности, и учитывая это организатор дивизии, полковник Михаил Васильевич Грачев 17 апреля 1977 года писал ребятам: «Ровно 33 года назад 17 апреля 1944 года мы отразили психическую атаку фашистов. Такое решение приняли после боя 16 апреля 1944 года под Кишиневом, когда понесли большие потери. Погибли два командира полка, чудом остался жив командир дивизии генерал-майор И.П. Пичугин.
С восходом солнца начали появляться пехотные цепи вражеской пехоты – идут ровными в линию рядами, с интервалом между людьми 3 – 4 метра. Идут смело, уверенно, быстро под гору. Цепь за цепь, 9 или 10 цепей – по всему фронту охватив 2 тыс. метров в ширине… Я немедленно попросил командиров соседних дивизий помочь артогнем. Наша артиллерия и минометы расстреливали пехоту, которая шла вперед, сняв пилотки и засучив рукава. Раненные пытались уходить назад, но наши орудия закрыли им дорогу. По всему ярко зеленому полю лежали фашисты, убитые и раненные. Наши танки на большой скорости бросились в атаку. Противник дрогнул и бросился бежать назад, но поздно. Началась «мясорубка» – истребление врага. Танкисты после боя более 2 часов очищали гусеницы танков от фашистских кишок и мозгов. Это было настоящее побоище».
Полковник Георгий Георгиевич Трофимов, житель г. Уфы, писал: «Старая Русса. Попадаем в крестьянскую избу. Сидят вокруг железной печки пятеро детишек, самому старшему – лет шесть. Спрашиваем: «Где мама?». «Дорогу чистит, а отец – на фронте», – и добавляет: «мама вчера принесла сухарик, мы разделили его и поели, а сегодня ещё ничего не ели. Немцы у нас отняли корову, все взяли». Сидят полуголые в тряпье, а кругом лес и снег. Когда придет к ним мать и накормит их? А может ее уже в живых нет. Выходим из избы молча, сжимаем в ярости кулаки. Мысль одна – бить до последнего дыхания фашистскую сволочь, бить беспощадно».
Федор Ефимович Иленко вспоминает: «Днем, преодолев 5 рядов колючей проволоки, трое разведчиков вошли в немецкие окопы. Гурецкий в это время остановился около блиндажа с автоматом и гранатой. Негромко, но властно и отчетливо на немецком скомандовал: «Не шевелись, молчать, выходи один!». В проходе встал здоровый заспанный детина с автоматом на груди, немец мгновенно смерил Гурецкого злобным жгуче ненавидящим взглядом. Опытный разведчик Анатолий Гурецкий сразу понял, что перед ним – матерый громила, готовый на все. С таким нельзя оплошать. И тут же сильным рывком снял с него автомат. Разоружили и других, вывели их на свои позиции».
Константин Иванович Опочанов пишет: «Телефонистка Маша Лукашевич под огнем противника пошла устранять порыв линии связи. Устранив порыв, девушка увидела, что ее окружили немцы. Не задумываясь подала команду батареи: «Давайте огонь на меня!». Десятки фашистов были убиты. К счастью, Марья Людвиговна Лукашевич осталась жива».
Эти письма несут правду о Великой Отечественной войне, о людях, освободивших страну от варваров XX века и избавивших мир от фашизма. Эти письма о сплочении народа в годину грозной опасности. И главное – все эти письма проникнуты любовью к людям, настоящим и будущим, во имя которых сражались герои. Эти письма являются педагогическим посланием будущим поколениям.

Л.Н. АСТАФЬЕВА,
заместитель директора по воспитательной работе Башкирского кадетского корпуса
Приволжского Федерального округа им. А.В. Доставалова (г. Ишимбай);
В.Л. ИГНАТЬЕВ,
руководитель музея Боевой и Трудовой Славы

Читайте нас: