Бөтә яңылыҡтар
Краеведение
13 Июль , 15:44

Понятие “Урал” в башкирской культуре

З.Г. АМИНЕВ, научный сотрудник Института стратегических исследований Республики Башкортостан, кандидат философских наук

Понятие “Урал” в башкирской культуре
Понятие “Урал” в башкирской культуре

Башкиры один из древних исконно уральских народов России. На это указывает вся их материальная и духовная культура. Природная среда является ареной существования человеческого общества и, формируясь на определенной территории, имеющей свои географические, природно-климатические особенности, народ всегда вынужден учитывать все эти особенности и подлаживаться под них.Иначе народ не выживает - должен вымереть или же уйти из этой земли. Башкиры сформировались в очень древние времена на Урале и прилегающих к нему землях и до сих пор обитают в тех же самых местах. Сформировавшись на просторах Урала, башкиры полностью его освоили, приспособились к особенностям этой земли, и отразили их в своей духовной культуре, т.е. данная территория башкирами полностью окультурена, одухотворена.

Любой народ (и древний и современный) полнее всего раскрывает себя в создаваемых духовных ценностях. Башкирским народом созданы прекрасные и разнообразные фольклорные произведения, в которых он выразил свое понимание родной земли, своего места в этой жизни и как подобает себя вести в той или иной жизненной ситуации.

Известный советский, российский археолог и специалист в области кочевых цивилизаций С.А. Плетнева сложение башкирского народа и его высокоразвитой культуры на Южном Урале и прилегающих землях относила к глубокой древности. По ее мнению, очень рано сформировавшиеся на этих землях башкиры, потом, несмотря на всяческие исторические катаклизмы и политическое подчинение их разным государствам, продолжали обитать в этих землях, и это обеспечило их устойчивое и поступательное развитие до современности. По мнению С.А. Плетневой, именно только укоренённостью башкир на одном месте (на Урале – З.А.) можно объяснить удивительную жизнестойкость и силу их многовековой культурной традиции.

Говоря о месте и роли Урала в жизни башкир, член9корреспондент РАН историк Р.Г. Кузеев писал: «Какие бы термины не использовались для обозначения коренных жителей республики (башкир – З.А.) и более обширного региона, общественность сознает, что башкиры живут на своей исторической родине. Невозможно также не учитывать, что восприятие этого факта обыденным сознанием представителей башкирского этноса

необычайно глубокое; оно нашло отражение во всех слоях богатой традиционной духовной культуры башкир. Развитие башкирской нации в указанном направлении будет постоянным».

Остается только добавить, что здесь, говоря об исконной родине, Р.Г.Кузеев, имел в виду Южный Урал и прилегающие земли, где башкиры сформировались как этнос и, где они живут и поныне.

Известный русский историк-этнограф С.И. Руденко — автор известной книги «Башкиры. Историко-этнографические очерки» также считал, что башкиры сформировались на просторах Урала в очень давние времена, до нашей эры, что сформировавшись в те далеки времена и потом уже вбирая в себя различные вкрапления других народов, они все же сумели сохранить свое лицо. По мнению этнографа С.И. Брук, этногенез башкир на данной территории происходил на базе местных ираноязычных сарматских и наложившихся на них пришлых тюркоязычных племен, а также частино финно-угорского компонента.

Известно, что уже первые сведения о башкирском народе фиксируют их на Южном Урале, как и сегодня, их называли «башкорт». Как южно-уральский народ, башкиры были известны арабским путешественникам Ибн Даста, Ахмеду Ибн-Фадлану, Абу Заид аль-Балхи, которые побывали на Южном Урале в IX-X вв. н.э. Первый из них ясно характеризует башкир как «народа самостоятельного, занимающего территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою и верхним течением Яика».

Ибн-Фадлан, Абу Заид аль-Балхи, проезжавшие через башкирские земли, зафиксировали башкир как народ, издавна живущий на Южном Урале. Наличие фиксированной этнической территории и самоназвания показатель того, что уже в то время у башкир имелось единое самосознание как этнической общности. Как писал признанный во все мире российский историк-медиевист А.Я. Гуревич, «момент осознания обществом своей природы всегда есть важный этап его развития и показатель зрелости сложившихся отношений».

Известный уфимский археолог Н.С. Савельев, изучавший взаимосвязь природно-климатических условий и человека на примере северо-восточного региона Республики Башкортостан, пришел к выводу, что именно «башкирское население плотно обжило место своего обитания …, что оно вело здесь

комплексное, хорошо адаптированное к вмещающему ландшафту всего северо-восточного региона  хозяйство сединым годовым циклом использования всех территорий». Эти выводы Н.С. Савельева можно, думается, отнести ко всему ареалу проживания башкир на Южном Урале.

С незапамятных времен башкиры, не щадя своей жизни охраняли священные для них земли Урала от разных врагов. Ради Урала башкирские муж

чины готовы были жертвовать всем: «Урала выше, ай, горы не будет, Урала не любящей души не будет. Во имя земли своей павшего Мужа-джигита

жизни жаль не будет» поется в башкирской народной песне. Весь башкирский фольклор пронизан мотивом Урала, как обобщенного образа родины, отчей земли башкир.

Почти в каждой протяжной песне (узун кюй) есть строки, воспевающие Урал. Башкир в песне «Урал», воспевая красоты Урала, утверждает – «не нужен

ему рай, когда есть для него Урал» (Уралҡайым буйы моңға тулған, / Ҡошҡайҙары һайрай һәр саҡта. / Урмандары уның, ай, сәскәле, / Йәннәттәрең

торһон бер яҡта. «Урал».)

В древнем народном гимне башкир в песне «Урал», — Уральские горы воспеваются как исконно родная земля, где лежат кости предков, погибших

за эту землю, что вся эта земля пропитана кровью башкир, что даже с деревьев, растущих на Урале, если их срубить,капает кровь предков башкир. Урал в сознании башкира всегда представляется как самая надежная опора и защита, и в повседневной жизни, и в борьбе с врагами. Примеры, где башкиры воспевают, восхваляют родной Урал, можно найти во всех жанрах башкирского фольклора. Башкиры до сих пор говорят; «Уралдың ҡуйыны

киң» (Урал просторен, обширен и там башкир под защитой как у бога за пазухой.)

Известно, что первоначально слово «Урал» применялось именно к территории Южного Урала, где сформировались и обитают до сих пор башкиры,

которые как раз и называли свои родные горы Уралом. В свое время еще исследователь XIX в. В.Н. Шишонко справедливо отметил, что название:

«Урал» заимствовано «от Башкирцев, которые придавали его водоразделу в нынешнем округе Златоустовских заводов и несколько южнее и несколько

севернее; Русские вначале тоже только эту часть хребта называли Уралом. (Так в книге большому Чертежу говорится, что р. Белая вытекла от Уральтовыя горы.) И до ныне в простонародье только эта часть хребта называется Уралом».

В целом же Уральские горы русские до XVIII века называли «Камень», «Каменный пояс». Слово «Урал» применительно к горной гряде, протянувшейся от Северного ледовитого океана до Мугоджарских гор, впервые применил русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев, с легкой

руки которого нынешние Уральские горы и получили свое название.

В.Н. Татищев это название заимствовал у башкир, коренных жителей юж ноуральской части этой горной страны. Башкиры же свои родные горы издревле называли «Урал», а свою родную страну, где они обитали, называли «Урал иле» («страна Урала»).

После присоединения Башкирии к русскому государству, русские исторические источники долгое время сообщают, что по обе стороны Урала проживают башкиры. Постепенно, по мере осваивания этого горного края, здесь появляются русские, татары, марийцы, мордва, удмурты, чуваши и представители многих других народов. Сейчас «Южный Урал» большой многонациональный регион, куда входит Республика Башкортостан и часть земель сопредельных Челябинской, Оренбург ской, Свердловской областей и Пермского края. Каждый из народов, живущих на Южном Урале, имеет различный срок обитания на этой территории, но ни у кого из них, кроме башкир, нет мифологии, многогранно и глубоко отражающей уральские реалии. Все народы, кроме башкир, появились здесь уже в достаточно зрелом возрасте, пройдя свой этап мифотворчества в иных регионах. Именно поэтому у

этих народов нет древних фольклорных произведений, связанных с территорией Южного Урала и объясняющих мифологическими, фольклорными

средствами возникновение Уральскихгор и его природных богатств. О древности проживания башкир на Южном Урале подтверждают и топонимы, которых специалисты называют паспортом земли. Наиболее древняя часть Южно-уральских топонимов, как установили исследователи, составляетбашкирский пласт. У башкир до сих пор сохраняются многочисленные топонимические легенды с мифологическим содержанием. Эту особенность Башкирской земли отмечали, в свое время, многие дореволюционные путешественники, посещавшие Башкирию. Их удивляло и поражало, что каждая местность у башкир имеет свою легенду или предание. Так, М.Л. Михайлов писал, что у башкир трудно найти реки, горы, урочища, про которые ими не была бы сложена песня, легенда.

Специалистами считается установленным, что топонимы, как названия места обитания человека, тесно связаны с мифологическим мышлением, а именно с имянаречением. Древние люди, придя на новое место и, осваивая его, давали ему название, и тем самым как бы создавали эту местность

и окультуривали его, приспосабливали к своей жизни. Таким образом, вся территория Южного Урала окультурена башкирами, то есть – отмечена их

топонимами, легендами, преданиями, как маркерами. И ни у одного из ныне живущих на Южном Урале народов,кро ме башкирского, нет такого плотного и многостороннего обоснования всей наличной духовной и материальной культурой своего родства с Уралом.

Не будет преувеличением, если скажем, что идейно9тематическую основу всего башкирского фольклора составляют сюжеты с описаниями истории

освоения башкирами просторов Южного Урала и прилегающих земель, как их родины, с воспеванием красот родной земли. Вся описанная в башкирском фольклоре природа легко узнаваема. Это – природа родного им Южного Урала.

Более того, главное, фундаментальное произведение башкирского фольклора, посвященное временам зарождения жизни на земле, то есть состоящий из космогонических мифов, носит название «Урал батыр». В мире не так уж много народов, создавших и донесших до наших дней эпосы, объясняющие возникновение мира.

Предками башкир был создан эпос «Урал батыр», где их древние предки объясняют «кем, когда, где, из чего и каким способом был создан этот мир»

(по-башкирски «Донъя»). И ябашкиры подразумевали как свои родные Уральские горы (по-башкирски «Уралтау»). Известно, что во времена мифологические рассказать о том, как возник, создавался тот или иной пред мет или же вещь, было равносильным созданию этой самой вещи или пред

мета, а также местности. Поэтому, повествуя в эпосе «Урал батыр» о том, как создавался мир, где первоначально начали жить предки башкир, сказители тем самым как бы создавали Уральские горы и давали ему название. В эпосе повествуется, как титаническими усилиями Урала была создана горная страна, где поселились башкиры. После смерти, Урал батыра похоронили в созданной им горной стране и, по представлениям предков башкир, части его тела превратились в природные богатства Уральских гор, а сами горы стали называться по имени создавшего их первопредка башкир. В традиционной культуре башкиры еще в начале ХХ века себя всегда называли «детьми Урала», имея в виду, что они произошли от своего первопредка Урала. Это же мы обнаруживаем и в башкирских шежере. В частности, в шежере племени бурзян одним из самых древних предков указывается Урал.

С одной из крупных пещер Южного Урала связываются и антропогонические мотивы башкир, где говорится, что род человеческий начало свое берет

от первого человека, который родился в пещере Шульган-Таш, где в яму, имеющую человеческую форму, и, заполненную водой, упали солнечные лучи,от чего человеческая форма ожила. Так и появился первый в мире человек, от которого и пошли потом все люди.

Данное предание, записанное от уроженца Бурзянского района РБ З.Х. Асылбаева, о происхождении первого человека имеет схожести с записанными нами еще в 70-е годы ХХ века у юго9восточных башкир мифом о том, что первый человек, которого звали Алп родился в пещере от солнечных

лучей. Здесь также говорится, что в пещере было наполненное водой углубление, которое по очертаниям напоминало человеческую фигуру. Через

отверстие в пещере в эту яму с водой упал солнечный луч, фигура ожила, и родился ребенок. Вначале его кормили дикие звери, а когда подрос, то стал

добывать пищу сам – питался корнями трав, охотился на зверей и вырос он очень быстро: не по дням, а по часам (ай үҫәһен, көн үҫеп, егет тә булып ет

кән, ти). Егет этот, занимаясь охотой, одиноко бродил по горам. Однажды, во время охоты, он увидел оленя, и погнался за ним, чтобы добыть для

пищи; когда уже догнал и хотел застрелить стрелой, олень превратился в небывало красивую девушку, которая стала умолять егета не стрелять. Стали

они мужем и женой, родились у них много детей, от которых и пошли на Земле люди. Первые люди были очень большие, сильные, ловкие и жили они

тогда очень долго, ничем не болея, не то, что сейчас. Видимо, этот мотив о рождении первого человека в пещере из воды и упавших туда солнечных лучей, раньше у башкир был довольно распространенным. Разные схожие варианты его нами были зафиксированы во время этнографической экспедиции в башкирском Зауралье уже в новом XXI в. Эти предания показывают, что когда-то у башкир имелся антропогонический миф, схожий с аналогичным мифом древних тюрков о происхождении первого человека в пещере.

(Окончание следует.)

Автор:Альфия Сагитова
Читайте нас: