К 2024 году Россия должна попасть в десятку лидеров по качеству общего образования и по числу вузов, входящих в топ-500 международных рейтингов, а количество иностранных студентов, поступающих в российские университеты, должно увеличиться вдвое. Такие задачи поставлены в национальном проекте "Образование", одна из основных целей которого - повышение престижа российского образования и обеспечение его глобальной конкурентоспособности. О том, за счет чего уже сегодня российские вузы могут конкурировать на мировом рынке, почему в них должно учиться больше иностранцев и как заданные государством ориентиры позволяют университетам развиваться, в авторской колонке для портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, рассуждает ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.
Глобальные задачи, которые сегодня ставятся перед вузами, перестали казаться пугающе невыполнимыми. Обозначенные перед университетами показатели как правило инерционные — это игра вдолгую. Поэтому к ним не стоит относится как к абсолюту: государство просто дает целевые ориентиры, которые не нужно драматизировать.
Приведу пример. Когда только запускался "Проект 5-100" (государственная программа поддержки крупнейших российских вузов для повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, в программу входит 21 университет — прим. ред.), запрашиваемые от университетов KPI (ключевые показатели эффективности – прим. ред.) казались нереальными. Однако сейчас, через 5 лет, мы видим комплексный эффект реализации этой программы: у университетов "5-100" наблюдается значительный рост показателей научной результативности, выросли показатели публикационной активности, цитируемости, интернационализации.
Думаю, что и философия нацпроекта "Образование" хорошо ложится в общую стратегию, которая позволит России войти в десятку стран с сильнейшим образованием.
Томский государственный университет
Тем более, что мы начинаем этот путь не с нуля. За время работы "Проекта 5-100" российские вузы пережили большую и серьезную перестройку. Мы по своему университету видим, как мучительно долго приходится себя переучивать, но результат стоит того. Например, в ТГУ мы создали центр академического письма, чтобы учиться представлять свои научные результаты в международном формате. И сегодня, спустя несколько лет, мы видим, как наши философы, у которых был "ноль" в отчетах по международным публикациям, сейчас выдают по 10-15 публикаций в самых цитируемых мировых журналах. Это значит, что потенциал есть, его нужно просто учиться раскрывать на другом языке.
Иностранцы как энергия развития
Сегодня в университетах развиваются технологии, совершаются прорывы, создаются технологичные компании – и для всего этого нужны таланты. В нацпроекте есть конкретные цифры: к 2024 году количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, должно быть увеличено в два раза – до 425 тыс. человек. На мой взгляд, это абсолютно правильная позиция.
Иностранные студенты создают другой культурный контекст. Нашим детям, да и нам самим, предстоит жить в мультикультурной и глобальной среде, и навык общения с другими народами и культурами очень важен. К тому же исследования показывают, что многонациональные команды более продуктивны, потому что они поддерживают разнообразие образовательной и научной среды. Например, в исследовании Ричарда Флориды "Креативный класс: люди, которые меняют будущее" на огромных статистических массивах показывается, что все креативные анклавы состоят из представителей разных культур и народов. Кроме того, погружаясь в иноязычную структуру, человек быстрее взрослеет, становится более самостоятельным, ответственным. Так что интернационализация – мощный инструмент развития и взросления.
Опыт развития ведущих мировых университетов показывает, что оптимальная доля иностранных студентов — до 30%. У нас сейчас 17% - в ТГУ обучается 2619 иностранцев, к 2024 году мы планируем набирать уже 5800 студентов из других стран, причем 40-45% из них – это дальнее зарубежье.
Российское образование уже сегодня привлекательно для иностранцев, причем пока оно стоит дешевле, чем западное. Так что мы возвращаемся на этот рынок и становимся все более конкурентоспособны.
В целом, если мы говорим о конкурентоспособности с точки зрения производства инноваций и влияния на экономику страны, то российское образование — именно такое. Сегодня вузы становятся драйверами развития, потому что именно в них зарождается диалог власти, бизнеса и образования. Например, эту практику Томский государственный университет уже несколько лет реализует на форуме новых решений U-Novus (ежегодный форум, представляющий собой «полигон» для совместной работы крупных компаний, университетов, научных организаций и технологического бизнеса - прим. ред.), где мы формируем не только общее видение, общую стратегию, но и совместные прорывные проекты.
При этом на мировой рынок отечественное образование выходит со своей спецификой: фундаментальностью, междисциплинарностью, постановкой мышления, с формированием не только узкой специализации, но и ценностной, и этической матрицы, с вектором на пересечение профессиональных границ – трансфессиональностью.
Тем не менее стоит учитывать, что конкурентоспособность – это меняющаяся история. Ориентация на рынок – ситуативна, и модели, которые сейчас в тренде, необязательно окажутся конкурентоспособными в горизонте ближайшего времени. Конечно, профессиональные компетенции важны, и вуз обязан достраивать их, но прежде всего востребованы профессиональная глубина, опора на научные школы и способность творчески работать на границах дисциплин. Именно поэтому сила российской системы в том, что мы экспериментируем с разными моделями, сохраняя при этом свою самобытность.
Таким образом, сегодня в стратегии развития образования задана правильная философия: не рейтинги ради рейтингов, а трансформация ради создания зоны ближайшего развития всей системы. Так что, я думаю, все основные цифры будут достигнуты – тренд сейчас позитивный.
https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/394987