Бөтә яңылыҡтар
Новости
6 Июнь 2019, 14:53

В рамках федеральной программы "Культурная среда", входящей в нацпроект "Культура", к 2024 году будут реконструированы и капитально отремонтированы 40 региональных и муниципальных театров юного зрителя и театров кукол по всей стране

В рамках федеральной программы "Культурная среда", входящей в нацпроект "Культура", к 2024 году будут реконструированы и капитально отремонтированы 40 региональных и муниципальных театров юного зрителя и театров кукол по всей стране. Корреспондент портала "Национальные проекты. Будущее России", оператором которого является информационное агентство ТАСС, узнала, как будет происходить этот процесс, на примере двух театров, с детства знакомых каждому жителю Саратова.
Сцена из детства
Смешная, задорная девчонка с метлой в руках кружится на сцене. Нет, она не хочет быть злой волшебницей! Ну и пусть, что она Баба-яга, она исправится и будет просто маленькой девочкой! Из зала за приключениями маленькой Бабы-яги следят сотни детских глаз. И, несомненно, каждый из ребят станет сегодня чуточку добрее.
Премьера спектакля "Маленькая Баба-яга" по знаменитой сказке Отфрида Пройслера состоялась в Саратовском театре юного зрителя в далеком 1980 году. Но и сегодня в ТЮЗе продолжают показывать этот спектакль. Мальчишки и девчонки вырастают, заводят семьи и приводят в зрительный зал уже своих детей. Спроси у любого саратовца: "Что такое детство?", и он, конечно же, ответит: "Это ТЮЗ!"
Впрочем, если часть репертуара театра осталась неизменной, то сам Саратовский ТЮЗ им. Ю. П. Киселева — старейший в мире профессиональный театр для детей, в прошлом году отметивший свое столетие, несомненно, значительно преобразился за время своего существования. Несколько лет назад у него появилось большое красивое здание, облицованное мрамором, со множеством окон и фонтаном у входа — эта постройка в центре Саратова знакома каждому жителю. Но театр не ограничивается главной сценой — есть еще одна, малая. И вот на ней все совсем не так радужно.
Директор театра заслуженный артист России Игорь Баголей подходит к неприметной двери с торца здания. В отличие от главного входа, здесь нет парадной лестницы и ковровой дорожки в коридоре. И все же это уже театр, вернее, как раз она, малая сцена ТЮЗа.
"Новое здание ТЮЗа было построено к 2011 году, до этого весь театр ютился в историческом, но крайне небольшом для нас помещении. Но еще в 2003 году в недостроенном здании состоялось открытие малой сцены. Проект возник неожиданно, пришлось быстро вносить корректировки и адаптировать под сцену и зрительный зал те помещения, которые предназначались по плану для работы цехов театра", — рассказывает Баголей.
Площадка для эксперимента
Предоставлено пресс-службой Министерства культуры Саратовской области
По словам директора, площадка изначально задумывалась как трансформируемая: согласно проекту здания, это был просто репетиционный зал, но, убрав одну из стен, его превратили в сценическую площадку, которую можно менять в зависимости от творческой задачи. Камерное необычное пространство позже стало местом для экспериментов. Самым значительным из них на малой сцене стало открытие в 2006 году лаборатории "Четвертая высота".
"На лабораторию приезжают молодые режиссеры, пробующие свои силы с новыми текстами молодых драматургов. Труппа театра пытается реализовать эти тексты и замысел режиссера в эскизе, созданном за несколько дней, с прицелом на будущий спектакль. Это очень хорошая школа, целый ряд пьес, "проэкспериментированных" на малой сцене, потом вошли в репертуар театра и до сих пор идут с большим успехом", — рассказывает художественный руководитель театра народный артист России Юрий Ошеров.
Однако после завершения строительства нового здания, когда в театре появилась большая сцена с просторным фойе, удобными креслами зрительного зала, в современном стиле и с доступностью для людей с ограниченными возможностями, стал очевиден контраст с малой сценой, расположенной в том же здании. Здесь зрителей встречает и неудобный подъем на четвертый этаж, и маленькая зона фойе, и устаревшее с 2003 года сценическое оборудование, и громоздкие кресла. И хотя идущие тут постановки неизменно собирают полные залы и срывают горячие аплодисменты, зрители часто жалуются на неудобства.
Современный дизайн и доступность
Предоставлено пресс-службой Министерства культуры Саратовской области
Решит проблему, как ожидается, предстоящая реконструкция: согласно паспорту нацпроекта "Культура" Саратовской области, к 2023 году малую сцену приведут в порядок и создадут здесь полноценное театральное пространство, где будет удобно и актерам, и зрителям.
"Мы планируем, что полностью преобразится вся зрительская часть и входная зона. Сейчас мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда зрители не могут найти вход на малую сцену. Поиски, беготня вокруг театра, не сразу заметная калитка во двор, необходимость подниматься по крутой лестнице — все это создает далеко не то настроение, с которым зрители надеются прийти в театр. После реконструкции появится новая огромная входная зона: с фойе, гардеробом, уютной зеленой зоной для ожидания на улице, с современным дизайном в стиле нашего театрального здания, она будет легко заметна с улицы", — рассказывает Баголей.
По его словам, очень важен тот факт, что после реконструкции на малой сцене появится удобный зрительский лифт. Так будет решена проблема доступности малой сцены для людей с ограниченными возможностями здоровья, маломобильных групп населения. "Сейчас в таких случаях мы вынуждены предлагать зрителям воспользоваться служебным техническим лифтом для подъема на сцену", — рассказывает директор театра.
"Предстоящая реконструкция должна увеличить возможности сцены. Должны появиться свободно меняющий конфигурацию зал, новое покрытие сцены, новое световое и звуковое оборудование. Это даст возможность экспериментировать еще интереснее, еще более залихватски", — уверен Баголей.
Из "Теремка" во дворец
Предоставлено пресс-службой Министерства культуры Саратовской области
ТЮЗ — не единственно учреждение культуры в Саратове, которое получит новое помещение благодаря национальному проекту. Изменения и обновление ждут и театр кукол "Теремок" — один из старейших театров кукол России, который был открыт в 1936 году.
"Теремок" находится в центре города, однако его здание сейчас с трудом опознается горожанами как театр и тем более не ассоциируется с современным театром кукол, который ориентирован не только на детей, но и на взрослых. Дело в том, что здание строилось как кинотеатр, в нем изначально отсутствовали необходимые служебные и технические помещения, а капитальный ремонт здесь не производился с 1967 года.
"Провести в театре капитальный ремонт мы планируем уже давно. Потому что понимаем, как должен выглядеть современный театр, чтобы соответствовать всем тем трансформациям, которые жанр театра кукол переживает сегодня. Как в человеке должно быть прекрасно все, так и в театре воспитывать вкус ребенка, развивать эстетическое восприятие должны не только спектакли, но и все пространство. И подъездные дорожки, и кассовая зона, и гардероб, и фойе, и зрительный зал. Сейчас в театре прекрасный репертуар, мы создаем спектакли на высоком эстетическом уровне, которые также соответствуют всем современным требованиям по звуку и свету. В зале установлены удобные кресла-трансформеры, благодаря которым даже самым маленьким зрителям хорошо видно сцену. Но интерьеры зрительской части, служебные помещения нуждаются в серьезном ремонте", — рассказывает директор театра Александр Удалов.
По его словам, на сегодняшний день уже разработана проектно-сметная документация, дизайн-проекты основных помещений театра, проведена акустическая экспертиза зала, в ближайшее время планируется подача документов в Министерство культуры РФ для финансирования капитального ремонта театра. Всего же к 2024 году в рамках нацпроекта "Культура" будут реконструированы и капитально отремонтированы 40 региональных и муниципальных театров юного зрителя и театров кукол по всей стране, а это 25% от действующей сети. Количество зрителей в обновленных детских театрах должно увеличиться на 15% и составить 4,1 млн человек.
https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/452413
Читайте нас: