Череповецкий химико-технический колледж неожиданно для себя посреди ученого года провел День открытых дверей. Правда, двери были открыты не как обычно – для абитуриентов и их родителей – а для представителей российского образования от учителей начальной школы до ученых-теоретиков. И президента РФ Владимира Путина. Спрашивали главу государства о самом разнообразном - кружках для школьников, популяризации науки, проектировании самолетов, дефиците кадров и даже (внезапно) о поправках в Конституцию РФ. Корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого выступает ТАСС, разбирались, какие перемены ждут российское образование и как скоро студенты педагогических вузов смогут начинать обучение детей, не выходя из-за парты.
Президент с самого начала попытался предложить преподавателям: "Садитесь пожалуйста, лучше вообще сидя все это делать". Но учителям, которые лекции читают чаще всего стоя, отказаться от привычки было явно трудно. Главный "лектор" тем временем предпочел провести ближайшие полтора часа сидя.
Между тем, одно из первых предложений – использовать опыт Национального технологического университета МИСиС и обеспечить для студентов всех вузов страны удобные онлайн-сервисы – оказалось уже вовсю реализуемым. "В нацпроекте это уже есть", - сообщила вице-премьер Татьяна Голикова (не вставая с места). "Вот Татьяна Алексеевна подсказывает: в нацпроекте у нас тоже есть развитие таких сервисов и масштабирование", - пересказал тут же Путин.
Еще одно предложение также касалось создания интернет-сервиса, только уже по подбору профессии. В эпоху роботизации и автоматизации производств студенты рискуют остаться без работы, поскольку за время учебы их профессии могут перестать быть нужными, беспокоится научное сообщество. Нужен онлайн-центр, который обновлял бы топ-лист самых востребованных профессий, отслеживал перемены на рынке труда и прогнозировал будущие изменения.
И вновь решение опередило вопрос. "Что касается некоего центра, где отслеживались бы более перспективные и востребованные для рынка труда профессии, то мы такое решение приняли", - сказал Путин. "Я обнаружил, что у нас нет единого центра, который этим занимается. Я у коллег спросил, а где центр-то, который этим у нас занимается? А его нет. Мы тогда же приняли решение, что такой центр должен быть создан, так что мы это будем делать", - пояснил Путин. Будущая структура должна быть создана при правительстве РФ.
Одна из ученых, присутствовавших в зале, предложила не ограничиваться планами, заложенными в национальный проект "Наука". Сейчас нацпроект предполагает строительство трех геномных центров, но они нацелены на решение прикладных задач, а именно - редактирование генома. Но, по словам ученой, до таких исследований в России еще не дотягивает фундаментальная база. Она предложила создать единый всероссийский геномный центр, "который мог бы аккумулировать, надежно хранить и обрабатывать огромные массивы геномных данных". Ведь для того, чтобы анализировать, к примеру, предрасположенность к онкологическим заболеваниям, необходимо изучить тысячи геномов, а сейчас каждый отдельный медицинский центр получает их, исходя из индивидуальной методологии и закрывает свои данные. Единый центр решил бы эту проблему.
"Хорошо. Я услышал, мы с коллегами обязательно подумаем над этим предложением", - сказал Путин. И тут дело также опередило мысль: Татьяна Голикова подсказала, что уже сформулировано соответствующее поручение. "Поручение уже есть такое. Вот видите, вы не успели сказать, а поручение мое такое уже есть. Удивительно. Вот что крест животворящий делает", - пошутил глава государства.
В советское время популяризация науки была частью госпрограммы, а сегодня деятельность научно-популярных изданий в основном держится на частной инициативе, обратился к президенту научный журналист Алексей Паевский.
"Настала пора господдержки науки в хорошем смысле этого слова", готовясь предложить программу по возвращению в каждый дом журнала "Популярная механика", - настаивал журналист. "А есть государственная поддержка в плохом смысле?" - удивился Путин.
Паевский поспешил заверить, что смыслы у господдержки всегда хорошие, но случаются проблемы с плохой реализацией государственных задач. А в части популяризации науки сегодня и вовсе отсутствуют механизмы, позволяющие соответствующим научным фондам финансировать научно-популярные издания. А раньше, мол, дети росли на книгах ученого Якова Перельмана (один из основоположников жанра занимательной науки) и Ювеналия Зайцева.
"Перельмана я читал с большим удовольствием, все мы читали", - подтвердил Путин. И вспомнил свою встречу с Даниилом Граниным в 2017 году в Санкт-Петербурге – тогда в Константиновском дворце он провел специальную церемонию для того, чтобы вручить Гранину Государственную премию (обычно такие церемонии проводятся в Кремле, но для пожилого писателя сделали исключение).
Путин вспоминал, как после церемонии ловил на себе взгляд Гранина и не решился попрощаться сразу – вернулся со словами: "Даниил Александрович, у меня такое чувство, что вы мне хотите что-то сказать". По словам Путина, Гранин тогда отнекивался, предлагал встретиться позже "когда у вас будет время - поговорим", но президент настоял на беседе сразу же.
"Начал говорить о том, чего только нет у нас, чего только не видим в интернете и на экранах телевизоров, больше всего мы видим, кто украл, сколько украл и как он это сделал. Надоело уже все это. Почему вы не занимаетесь популяризацией науки? Лично должны этим заняться", - пересказал слова Гранина Путин.
"Я, к сожалению, не чувствую, что полностью исполнил его наказ, это была моя последняя с ним встреча", - признался президент.
К слову, писатель скончался от воспаления легких спустя ровно месяц после той встречи. Так что сейчас, в Череповце, казалось, что президент отвечает и журналисту, и писателю: "И он прав абсолютно, и вы правы. Надо этим заняться посерьезнее. Поэтому я попрошу коллег выделить какое-то отдельное направление в деятельности фонда или самого министерства. Мы подумаем, как это сделать".
"Поправки Смирновой", законы для легкого самолета и новый праздник для профессоров
Тем временем в аудитории звучали самые разнообразные идеи и вопросы - от расширения календаря профессиональных праздников до изменения стандартов безопасности в легкой авиации, и даже Конституции.
Учитель младших классов из Череповца Виктория Смирнова обратила внимание президента на проблему нехватки педагогов. По ее словам, многие преподаватели уходят в декрет (что, кстати, президента порадовало). Но есть одно "но": зачастую они это делают прямо в середине учебного года, когда нагрузка у преподавателей уже распределена и найти хорошего специалиста сложно. Выходом из этой ситуации могло бы стать привлечение к работе студентов-старшекурсников из педагогических институтов, но нужно корректировать законодательство. Такой проект в Госдуме рассматривали, напомнила девушка, но по какой-то причине его принятие отложили.
По словам Путина, депутаты и эксперты были против того, чтобы в школах преподавали люди, у которых нет именно педагогической базы.
"Но почему не разрешать студентам старших курсов [преподавать в школе], я, честно говоря, не понимаю", - сказал президент, вопросительно взглянув на вице-премьера Татьяну Голикову, которая в свою очередь отметила, что работу по этому вопросу "легко ускорить".
"Я думаю, что вы правы", - обратился президент к учительнице, дав понять, что изменениям в законодательстве быть. И пошутил, что эти поправки будут названы в ее честь: "Вот это будет поправка Смирновой".
Научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Чертополохов попросил президента поддержать идею с проектированием в вузе модели легкого самолета. Неожиданным для ученого сообщества было то, что правила для таких лайнеров аналогичны тем, что применяются в тяжелой авиации. "Просто, когда легкий самолет упадет кому-нибудь на голову, ему будет все равно, что большой лайнер упал, что легкий", - пошутил Путин. Но учёный настаивал на изменении правил для легкой авиации. Президент призвал придерживаться золотой середины и быть аккуратнее, иначе "все будет над тобой кружиться, прыгать, летать и падать на голову".
Президента также озадачили предложением создать профессиональный праздник для преподавателей вузов по аналогии с Днем учителя и Днем работников дошкольного образования. Путин обещал подумать и посоветоваться с профсообществом.
Спросили и о готовящихся поправках в Конституцию. Причем школьники. Правда, Алена Смыслова из череповецкой "Академии STEM", которая транслировала этот вопрос своих учеников, уточнила, что это "талантливые высокомотивированные школьники", которые "проектируют своё будущее". "Сейчас будет всероссийское голосование за эти поправки к Конституции. Все мы должны будем свою позицию обозначить. Обозначив эту позицию, тем самым мы выразим определённый вотум доверия вам как человеку, который внёс эти поправки", - все уточняла Смыслова (а может, проектировала свое будущее).
"Поправки, которые я предложил, на мой взгляд, продиктованы жизнью, - заверил сразу и высокомотивированных школьников, и общественников Путин. - Просто за время моей работы в качестве президента и председателя правительства для меня стало очевидным, что некоторые вещи не работают так, как должны работать". И принятие (или непринятие) этих поправок на всенародном голосовании (Путин неоднократно повторил слово "плебисцит") будет высшим проявлением демократии.
Ученое сообщество слушало президента внимательно, и только помощник президента Андрей Фурсенко все же пару раз отвлекся от беседы (но не на обсуждении поправок к Конституции, конечно). "Андрей Александрович, я вас отсажу на заднюю парту, если вы будете болтать", - пошутил президент. Варианта плебисцита для Фурсенко в этом вопросе, похоже, не было.
https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/prezidentskij-zacet-kak-putin-i-pedagogi-v-cerepovce-vyvodili-formuly-reform-v-obrazovanii