80-летие Великой Победы
Моей бабушке Мухамедьяновой Сатире Хайретдиновне
посвящается…
Действующие лица:
Сашка – молодой человек, окончивший школу
Татьяна – девушка Саши, одноклассница
Бабушка Таня – в возрасте 50 – 55 лет
Внучка Маша – девочка 10 – 12 лет
Вера – медсестра
Молодежь: парни и девушки по 3 – 4 человека (эти же девушки и парни медсестры, солдаты)
Сцена I
Первомай 1970 года, на экране демонстрация парада. Звучит музыка. Гуляют люди. Идет бабушка Таня с внучкой Машей, у Маши красный флажок в руках. На сцене скамейка. Проходят люди с транспарантами, флажками.
Маша. Баба Таня, я так рада, что ты приехала. Я так соскучилась! (Обнимает бабушку. Проходят к скамейке, садятся.)
Бабушка. Да, Машенька, я тоже очень соскучилась! Как ты выросла, красавица!
Маша (радостно, быстро, взахлеб). Бабушка, я так хорошо училась, ни одной тройки нет, еще макулатуру сдавала. Наш класс больше всех сдал! А ещё я в хоре пою, и по физкультуре лучше мальчишек бегаю! Говорят, что меня в пионеры принимать будут!
Бабушка (с улыбкой, притворно сурово). Ой, егоза, смотри, не хвались! Пионером чтобы быть, надо много хороших дел сделать, это и ответственность большая, не только хорошие оценки должны быть у тебя!
Маша. Ну что ты, бабушка, честное слово, я не подведу, я обязательно буду стараться, и меня примут в пионеры! Я так хочу идти с красным галстуком на груди, как этот флажок, и чтобы все на меня смотрели! (Вскакивает со скамейки, прикрепляет флажок на грудь и гордо шагает.) Смотри! Как я умею ходить, как пионеры! (Идет строевым шагом, барабанит и говорит: тра-та-та та, тра-тата-та!)
Бабушка (со смехом). Ох, действительно, пионерка – егоза!
(Маша подбегает к бабушке, присаживается.)
Маша (умоляюще). Бабушка, а помнишь, ты мне говорила, что, если я хорошо буду учиться, ты меня возьмешь на лето к себе и покажешь мне море! Бабушка, ты ведь покажешь мне море, я там никогда не была. А родителям все некогда, они работают! Бабушка, я хорошо училась, покажи мне море!
Бабушка (обнимает Машу и серьезным грустным голосом). Конечно, покажу, раз обещала, лишь бы войны не было, внученька!
Маша (нетерпеливо, с обидой в голосе). Ну ты что, бабушка, почему ты всегда говоришь: «Лишь бы войны не было, лишь бы войны не было!» Ну, какая война?! Ты просто не хочешь показать мне море?! А я ведь уже большая, и старалась, училась хорошо! (Вскакивает со скамейки, говорит с обидой в голосе, топает ногой.) Бабушка! Скажи честно, ты не хочешь взять меня с собой и показать мне море?
Бабушка (встает, подходит к Маше, обнимает, говорит с грустью, с сожалением). Эх, воробушек мой, обязательно покажу море, лишь бы войны не было! Я ведь тоже когда-то очень хотела увидеть море! Садись, егоза, послушай!
(Отходят в сторону кулис, гаснет свет.)
Сцена II
Звучит музыка 40-х годов прошлого столетия, на экране вечернее время, вид старой деревенской школы. На сцену выбегает группа молодежи в школьной форме, все смеются, веселятся. Один парень кричит, Ура-а-а-а, товарищи выпускники, да здравствует взрослая жизнь! Все дружно хором твердят Ура-а-а-а-а и выбегают. От них отделяются парень с девушкой, смеются, подходят к скамейке.
Таня (садится на скамейку). Ох, и шальные вы, ребята, вот куда они все побежали?
Сашка. Ну ты же слышала, купаться! Побежали с ними!
Таня. Ну какое купание, на улице темнеет, прохладно, вот вдруг заболеют!
Сашка (снимает пиджак, заботливо накидывает на плечи Тане, присаживается рядом). Замерзла? Эх, Танюшка-воробушек, ну нет в тебе никакой романтики!
Таня: (с возмущением в голосе, отталкивает Сашку). Это почему? Купаться ночью, это для тебя романтика? Я думаю, что это просто ребячество, а мы уже взрослые, аттестаты сегодня получили, надо серьезней быть, мне еще поступать надо, не хочу заболеть! Тоже мне романтик!
Сашка (со смехом). Эко, насупилась, чисто воробушек! Ну не злись! Конечно, романтик! Вот ты, Танюшка, на море же не была?
Таня. Ну не была, я нигде не была, а море для меня – озеро за деревней, где помнишь, мы с тобой на лодке отцовской катались, когда рыбу ловили! (Смеется.)
Сашка. Вот поедем мы в Ленинград, поступлю в мореходку учиться, стану капитаном дальнего плавания, поженимся и увезу я тебя к морю! Выйдешь за меня замуж, Танюшка?
Таня (смеется). Сашка-моряк с печки бряк! Ох, рассмешил! Какой Ленинград, меня мамка с батей никуда не пустят! И вообще, я в соседний город поеду, там тетка Варя живет, буду поступать в медицинский, а как поступлю, буду учиться и у тетки жить! А пока ты учиться в Ленинграде будешь, встретишь там себе кралю городскую и женишься, а может и я замуж выйду! (Говорит с грустью в голосе.) И никакого моря не увижу, так здесь в деревне фельдшером работать буду…
Сашка (возмущенно). Да ты что такое говоришь! Ни на ком я не женюсь и тебя никому не отдам! А батьку твоего я сам уговорю в Ленинград отпустить тебя со мной! Вот смотри, что я тебе покажу! (Достает из кармана кусочек янтаря дает Тане.)
Таня. Что это? Какой странный камушек, легкий и теплый!
Сашка. Это янтарь натуральный, мне дядька привез с моря Балтийского!
Таня. А я думала, что янтарь прозрачный и с мухами, как у нашей классной руководительницы в кольце! (Смеется.)
Сашка. Да нет, это необработанный янтарь, из самого моря, как живой. Это тебе подарок от меня, чтобы помнила и ждала меня!
Таня. А ты мне покажешь море, где янтарь собирают?
Сашка. Эх, Танюшка, я обязательно покажу тебе море! (Вскакивает на скамейку, подтягивает на неё Таню, обхватывает ее сзади, расправляет её и свои руки, кричит.) Танюшка, я обязательно покажу тебе море, и Балтийское, и Черное, и Азовское, я покажу тебе все моря Советского союза, потому что я тебя люблю!!! (Таня смеется. Они соскакивают со скамейки и убегают.)
Гаснет свет, на экране идет заставка, где люди собрались вокруг радио на столбе, звучит голос Левитана, объявление войны. Звучит звук летящих самолетов, песня «Священная война».
Сцена Ш
На сцене госпиталь, койки, где лежат раненые, ходят медсестры. Выходит Таня в белом халате, шапочке, в руках списки раненых.
Вера (громко). Татьяна Михайловна, раненых привезли!
Таня. Вера, готовьте операционную, сейчас доктор подойдет. Анна, пройдемте, будем проводить осмотр поступивших!
К Тане подходит медсестра, они вместе идут осматривать раненых.
Возле одного бойца Таня останавливается, роняет списки, падает на колени перед кушеткой.
Таня. Сашка, Сашка, открой глаза, это я Таня!
Сашка (тихим, слабым голосом с трудом). Танюшка, воробушек, вот и свиделись!
Таня. Сашка, Сашенька, родненький, держись, я прошу, сейчас тебя на операцию отправят, только не умирай, Сашенька! Помни, ты же мне море обещал показать, Сашенька! Смотри! (Суетясь ищет в кармане, достает янтарь, показывает.) Смотри, Сашка, я берегу янтарь, ты мне обещал, что женишься и покажешь море, Сашка, держись, прошу! (Кричит отчаянно.) Сашка, слышишь, не умирай, я хочу увидеть море, а ты обещал! (Плачет, падает ему на грудь.)
Подбегают парни, медсестры, отводят Таню. Сашу уносят на носилках. Гаснет свет.
Сцена IV
Бабушка с Машей сидят на скамейке, вытирают слезы.
Маша (со слезами). Бабушка, милая, а Сашка показал тебе море?
На экране идет заставка Бессмертного полка (фото молодых солдат и девушек) звучит метроном, выходят держась за руки Сашка и Таня (Таня в школьной форме, Сашка в костюме).
Таня. Вспомним, всех поименно.
Сашка. Горем вспомним своим.
Таня. Это нужно не мертвым!
Сашка. Это нужно живым!
На сцену выходят все участники и исполняют первый куплет и припев песни «Бухенвальдский набат» (сл. А. Соболева; муз. В. Мурадели). В конце все берутся за руки , поклон.